Марки манипуляторов (КМУ): модели, характеристики, грузоподъемность

Кран-манипулятор, или крано-манипуляторная установка (КМУ), предназначен для использования на погрузочно-разгрузочных работах. Устанавливается стационарно либо на автомобильном шасси. В отличие от гидроманипуляторов, КМУ используют там, где требуется не перевалка груза, а доставка его в определенное место. Существует несколько марок манипуляторов, которые считаются лучшими и производятся в Европе и Азии.

Конструктивные нюансы стрелы


Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Марки манипуляторов (КМУ): модели, характеристики, грузоподъемность

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Преимущества

Кран манипулятор

Главным достоинством такого типа спецтехники является его универсальность, позволяющая проводить при помощи КМУ погрузочно-разгрузочные работы с грузами различного назначения (в том числе загрузке и перевозке контейнеров, бытовок, сыпучих грузов, эвакуации автотранспорта и т.д.), а также осуществлять их транспортировку в нужное место на собственной грузовой платформе. Некоторые модификации данной техники позволяют устанавливать на КМУ дополнительное оборудование (монтажную люльку, экскаваторный ковш и пр.) для проведения различных ремонтно-строительных работ, что еще более расширяет ее функциональные возможности.
Кран манипулятор

В зависимости от условий эксплуатации и характера перевозимого груза крановый манипуляторный механизм может устанавливаться практические на любые модели грузового автотранспорта с колесным или гусеничным шасси, а также на другие виды самоходной спецтехники. Для работы в городских условиях такие установки обычно устанавливаются на грузовики небольшой или средней грузоподъемности, обладающие достаточно высокой маневренностью на городских магистралях и экономичностью в эксплуатации.

К дополнительным преимуществам, которыми обладает кран манипулятор, также относятся:

  • небольшой вес и габариты установленного на технике кранового механизма;
  • небольшая себестоимость проведения крановых работ и транспортировки различных грузов;
  • подключение КМУ к основному двигателю автотранспортного средства через коробку отбора мощности;
  • возможность применения данной спецтехники для проведения различных видов работ.

В состав данного устройства обычно входят следующие основные элементы:

  • опорная рама КМУ, закрепляемая на базовом шасси транспортного средства;
  • грузовая платформа открытого типа;
  • крановый механизм секционного или телескопического вида;
  • привод КМУ от основного двигателя через специальную коробку отбора мощности;
  • пульт оператора для управления работой установки.

Южнокорейские манипуляторы

У всех разновидностей кранов-манипуляторов, произведенных в Южной Корее, отличное соотношение «цена – качество». Они составляют серьезную конкуренцию японским аналогам.

Компания Kanglim выпускает все виды манипуляторных установок, включая тяжелые. В производстве используются гидравлические цилиндры собственной конструкции.

Манипулятор Kanglim

Манипулятор Kanglim

В крановых манипуляторах Dong Yang используются дополнительные задние опоры, широкие балансиры, что делает кран устойчивым к опрокидыванию.

Не менее востребованы все виды продукции относительно молодых фирм CS Machinery и Soosan.

Конструктивные нюансы стрелы


Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Марки манипуляторов (КМУ): модели, характеристики, грузоподъемность

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Характеристики КМУ

Краны-манипуляторы: виды и основные характеристики

Ниже перечислены самые основные характеристики, которые характеризуют кран и определяют его стоимость:

  • предельный и наименьший вылет стрелы;
  • грузоподъемность при наибольшем и наименьшем вылете;
  • грузовой момент стрелы, также устанавливаемый при наибольшем и наименьшем варианте вылета стрелы крана;
  • высот подъёма и его отпускание груза;
  • меньший радиус крановой установки;
  • реализация подвески.

Конструкция стрелы играет немаловажную роль:

  • форма параллельного сечения. Чем больше граней, тем она прочнее. Поэтому необходимо выбирать её с большим количеством граней;
  • образ системы телескопического выдвижения. Такие секции могут смещаться как в последовательном порядке, так и в произвольном;
  • грузоподъемность немаловажный элемент;
  • длина и сама ширина площадки, применяемые аутригеры. От них будет зависеть грузоподъемность крана и безвредность работы.

Обратите внимание, что при выборе манипулятора необходимо смотреть на грузовысотную диаграмму, которая является важным элементом, от которого зависит обзор.

Классификация по грузоподъемности и грузовому моменту

В зависимости от грузоподъемности КМУ условно разделяют на следующие 3 класса:

  • до 1 тонны (к этому классу относятся машины, называемые не иначе как краны-микроманипуляторы);
  • от 1 до 10 тонн (краны средней грузоподъемности);
  • более 10 тонн (тяжелые краны-манипуляторы).

Однако грузоподъемность является в некоторой степени субъективным показателем, так как ее значение не отражает зависимость реального максимального веса поднимаемого груза от вылета стрелы. Поэтому более верно будет вести речь о грузовом моменте. Этот параметр представляет собой произведение двух сомножителей: вылета стрелы и грузоподъемности КМУ. Единицами измерения данного показателя являются кНм (килоньютон на метр) и тм (тонна на метр). Как таковой общепринятой классификации КМУ по данному параметру не существует. По данной причине здесь можно положиться на опыт предприятий-разработчиков. Например, производитель из Австрии Palfinger классифицирует собственные машины на 3 группы:

  • легкий класс (грузовой момент не более 3,9 тм);
  • средний класс (грузовой момент в пределах от 4 до 29,9 тм);
  • тяжелый класс (грузовой момент в диапазоне от 30 до 150 тм).

Иную классификацию моделей КМУ предлагает шведский производитель спецтехники HIAB, подразделяя свои машины следующим образом:

  • легкий класс (грузовой момент менее 10 тм);
  • средний класс (грузовой момент от 10 до 22 тм);
  • тяжелый класс (грузовой момент – 22 тм и более).

Стреловое оборудование кран-манипуляторнов
Стреловое оборудование кран-манипуляторнов

В зависимости от типа используемой подвески выделяют краны-манипуляторы со стреловым оборудованием с шарнирным (на жесткой подвеске) и канатным (на гибкой подвеске) исполнением. В случае с гибкой подвеской захват груза производится с использованием грузового крюка, который располагается на конце лебедки. Ну а жесткая подвеска предусматривает шарнирное размещение крюка на оголовке стрелы.

В зависимости от типа складывания стреловое оборудование КМУ подразделяют на 2 типа:

  • L-образное;
  • Z-образное.

Будучи сложенным для перевозки грузов, стреловое оборудование КМУ по своей форме напоминает соответствующие буквы английского алфавита.

Кран-манипуляторы с Z-стрелой

Z-образная форма стрелы характерна для кранов-манипуляторов, выпускаемых под многими европейскими брендами. Нередко такую конструкцию именуют «коленчатой» либо шарнирно-сочлененной. В таком случае стреловое оборудование складывается в несколько колен. На грузовом транспортном средстве КМУ данного типа может быть установлена сзади кабины водителя либо на заднем свесе кузова. В процессе перевозки груза данная конструкция располагается поперек рамы базовой машины.

Основное достоинство стрелового оборудования Z-образного типа заключается в его небольших размерах. Во время доставки грузов на машине с такой КМУ рабочий объем кузова используется максимально полно. Благодаря использованию нескольких колен данные установки позволяют осуществлять доставку тех или иных грузов в различные труднодоступные места, преодолевая препятствия, например, на этажи возводимых зданий.
Кран-манипуляторы с Z-стрелой

Такая конструкция имеет и свои недостатки. К их числу относятся: возможность существенной перегрузки передней оси транспортного средства (если КМУ смонтирована за кабиной водителя базовой машины), необходимость в использовании мощного и, соответственно, дорогого шасси, а также сложность выполнения работ по погрузке и разгрузке в непосредственной близости к колонне крана (для складывания и раскладывания стрелового оборудования вокруг КМУ необходимо освободить достаточное свободное пространство).

Тем не менее, благодаря возможности использования самого разного навесного оборудования, крано-манипуляторные установки шарнирно-сочлененного типа способны решать огромное количество различных задач. Максимальная эффективность их применения достигается при выполнении работ с большими грузами и решении разных специальных задач.

Кран-манипуляторы с L-стрелой

L-образное стреловое оборудование получило широкое распространение на кранах-манипуляторах, выпущенных производителями из Японии, Южной Кореи и стран Северной Америки. В данном случае КМУ оснащается прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. При монтаже на базе грузового транспортного средства основная часть КМУ в сложенном состоянии устанавливается над кузовом (вдоль рамы машины) либо кабиной шофера. При выборе в пользу L-образного стрелового оборудования следует уделить особое внимание эксплуатационным параметрам установленной на нем лебедки.
Кран-манипуляторы с L-стрелой

Главными достоинствами использования кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием являются:

  • частичное перераспределение веса КМУ на заднюю ось базового транспортного средства, снижающее вероятность перегрузки передней оси;
  • более высокая по сравнению с Z-образными конструкциями производительность в случае с подъемом и опусканием грузов при высоких значениях вылета стрелы (до 6-8 метров);
  • более высокая точность работ, обеспечиваемая благодаря использованию тросовой подвески крюка, позволяющей выполнять перемещение груза по прямой траектории, без отклонений.

К недостаткам L-образных КМУ относятся:

  • ограничения, накладываемые на перевозку в кузове высоких грузов и погрузку сыпучих материалов «с горкой» (при расположении оборудования КМУ над кузовом);
  • невозможность выполнения работ при наличии каких-либо препятствий для свободного перемещения стрелы.

Наиболее целесообразным применение кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием бывает при проведении работ с тяжеловесными, но компактными грузами.

Система управления

Система управления в машинах этого типа обычно бывает представлена набором рычагов, каждый из которых отвечает за какое-либо определенное действие, будь то поднимание стрелы, выдвижение аутригеров, подъем либо опускание троса и др. Часто органы управления располагаются у основания стрелы по обеим сторонам основания КМУ.
Система управления

Однако нередко производители размещают эти рычаги в верхней части основания стрелы, где находится кресло оператора. Выпускаемые сегодня модели кранов-манипуляторов нередко оборудуются дистанционными пультами управления, которые позволяют руководить функционированием КМУ на расстоянии.

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

  • Z-образное;
  • L-образное;
  • телескопические.

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга — стрела меньшего диаметра — из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

  • малотоннажные (легки в управлении и обслуживании, имеют небольшой вес, хорошую гибкость благодаря двум коленам и грузоподъемность до семи тонн, монтируются на грузовики небольшого размера, выдвижные опоры работают от гидропривода);
  • среднетоннажные (переносят грузы весом до 25 тонн, длина вылета стрелы — 20 метров, монтируются на большие грузовики);
  • крупнотоннажные (переносят грузы до 80 тонн, монтируются на сверхтяжелых грузовиках, на полуприцепах).

Виды КМУ на КАМАЗы

Марки манипуляторов (КМУ): модели, характеристики, грузоподъемность

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.

Виды манипуляторов-роботов:

  • используемые в горном деле. Представляет собой буровую каретку, перемещающую в призабойном пространстве;
  • используемые в металлургической промышленности для выполнения вспомогательных манипуляций во время обработки металлов давлением. Существуют ковочный и прокатный вид. Такой тип кранов, как подвесные, применяют в прокатных и кузнечных цехах;
  • используемые в ядерной технике для работы с радиоактивными веществами;
  • используемые в океанографических работах на большой глубине. Ими оборудуются гидростаты.

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

  • PALFINGER;
  • FERRARI;
  • XCMG;
  • HIAB;
  • PM;
  • FASSI;
  • EFFER;
  • Синегорец;
  • Epsilon Palfinger;
  • KANGLIM;
  • NANSEI;
  • TADANO;
  • KATO;
  • UNIC.

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

Применение

Машина идеально справляется с механизацией погрузочно-разгрузочных работ, а потому может быть использована для подъема, погрузки и дальнейшей перевозки как одиночных предметов, так и грузов, расположенных на поддонах и паллетах, а также в контейнерах. С помощью этих машин можно успешно перевозить мелкокусковые грузы, станки, бытовки, стекло, бревна и другие длинномеры, металлический скрап и даже легковые автомобили, находящиеся в неисправном или аварийном состоянии. Кроме того, такие машины широко применяются в следующих случаях:

  • при выполнении монтажных и высотных работ;
  • в малоэтажном строительстве;
  • в коммунальном хозяйстве;
  • при выполнении работ ремонтно-восстановительного характера;
  • при проведении работ в стесненных условиях.

На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка

Выбор типа шасси, на котором размещается КМУ, зависит от того, где планируется использовать данную технику, и какие задачи предполагается решать с ее помощью. На современном рынке имеются краны-манипуляторы следующих типов:

  • пневмоколесные;
  • на специальном автомобильном шасси;
  • гусеничные;
  • с короткой базой;
  • на базе гусеничного либо колесного трактора;
  • рельсовые (смонтированные на опорной платформе, которая передвигается по рельсам на колесах);
  • переставные;
  • монтируемые стационарно на фундаменте (к примеру, на технологической площадке);
  • размещаемые на катерах, плавучих платформах и др.

В подавляющем большинстве случаев краны-манипуляторы на базе автомобиля имеют бортовую платформу без тента, так как в противном случае процедура погрузки при помощи КМУ не представляется возможной.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по:

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Показать еще

Оставить отзыв


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.