Руководство по эксплуатации мостового крана — инструкция крановщика

Грузоподъемные механизмы получили широкое применение на мелких предприятиях и на крупных производственных площадках. Машинисты и крановщики перед началом работы в обязательном порядке должны изучить руководство по эксплуатации мостового крана во избежание травмоопасных ситуаций.

Содержание

Особенности технического обслуживания мостовых кран-балок


Обслуживание и ремонт мостовых кранов предполагает:

  • разборку всех крановых составляющих механизмов;
  • их последующую сборку;
  • ремонт буферов;
  • замену изношенных подшипников качения;
  • замену крепежных и фиксирующих деталей;
  • замену уплотнений, ходовых колес, тормозных шкивов;
  • замену металлоконструкций, грузовых крюков и т.д.

Чтобы производить своевременную замену изношенных элементов, нужно знать нормы допустимого износа крановых деталей. Когда износ достиг нормы, они обязаны заменяться новыми РТМ.

Допустимая норма износа грузовых крюков не должна превышать 10% изначальной высоты сечения. Так же и с износом стенок грузовых барабанов: при достижении свыше 10% изначальной толщины следует заменить барабан.

Тормозные шкивы должны заменяться, когда уменьшается первоначальная толщина обода на 20%. Если на поверхности трения шкива есть канавки глубиной больше 1 мм, то поверхность трения нужно протачивать. После проточки закаленный слой обода шкива должен быть толщиной не меньше 1 мм.

ходовые колесаСледите за износом реборда ходовых колес!

Также не должен превышать свой износ и реборд ходовых колес: это 50% от их первоначальной толщины. Если зубья зубчатых муфт кранов среднего режима работ износились на 25%, то муфту нужно заменить. Краны тяжелого режима работы смену муфт подразумевают после износа зубьев на 20% от исходной толщины.

Трещины, возникающие в результате усталостного разрушения материала и пластической деформации, являются основанием для замены какой-либо нагруженной детали кранового механизма.

Последовательность процедуры ремонта мостового крана

Чтобы остановить мостовой кран для ремонта, его нужно отключить от сети электричества и провести подготовительную работу по обеспечению безопасности ремонтных рабочих: избавить производственный участок цеха, на котором выполняется ремонт, от вещей и предметов, который мешают проведению ремонтных работ, приготовить техдокументацию на ремонтируемые детали и узлы, выдать рабочим наряд-допуск на совершение ремонта. В этом допуске и распоряжении по цеху должна указываться дата остановки крана для совершения ремонта и имя ответственного за проводимый ремонт и безопасность рабочих.

Техническое обслуживание мостовых крановСхема троллея мостового крана

Для начала важно отключить и закрыть на замок рубильник главных троллеев крана. При условии, что в цеховом пролете проводят эксплуатацию, нескольких кранов и полностью обесточить троллеи невозможно, то в таком случае троллеи ограждают и изолируют или же отключают секцию троллеев ремонтного участка, затем вывешивают информационную табличку «Троллеи под напряжением!». После того, как кран остановили на ремонт, машинист должен включить рубильник в кабине управления и повесить табличку «Не включать: работают люди!».

Ремонтным рабочим и машинисту не разрешается открывать и снимать защитные ограждения и кожухи электрооборудования крана. Также запрещено самостоятельно без опытных слесарей подключать электрический переносной инструмент к электросети крана.

При ремонте крановые редукторы внимательно осматривают, сливную пробку и смотровой люк тщательно протирают от смазочного материала и грязи, чтобы они не попали в полость редуктора.

Затем, открыв сливную пробку, в специально подготовленную емкость сливают отработанное масло.

После – снимают смотровой люк и чистят обтирочным материалом полость редуктора от продуктов износа. Машинисту важно соблюдать правила пожарной и личной безопасности.

После проведения чистки полости редуктора ее нужно заполнить смазочным материалом. Заполнение свежим маслом контролируется маслоуказаниям геля.

При техническом обслуживании и ремонте мостовых кранов тормозные устройства подвергают осмотру и регулированию, если есть необходимость – производится замена изношенных фрикционных накладок и пальцев шарниров рычажной системы тормоза.

Последовательность произведения регулирования тормоза с электромагнитным приводом

Техобслуживание мостовых крановДля установки нормального хода якоря электромагнита расконтривают гайки 2, 3 и 4, находящиеся на тяге 1

Для начала устанавливается нормальный ход якоря электромагнита (нужно освободить гайку от стопорной шайбы и, придерживая ключом гайку в неподвижном состоянии, вращать за квадратную заточку шток тормоза на его конце, покуда изначальный ход якоря не станет равным половине номинального хода).

Следующее действие – отрегулировать замыкающуюся пружину на нужный тормозной момент. Для этого нужно гайку закручивают шайбой и за квадратную заточку вращают шток. При этом нужно поджимать пружину до такой длины, при которой возникнет тормозной момент. В конце регулирования затягивают гайки и регулируют до равномерности отхода тормозных колодок от шкива: нужно вращать отжимную гайку и перемещать вдоль штока до упора в тормозной рычаг.

Потом ключом удерживают гайку, а шток вращают до прикосновения якоря электромагнита с сердечником; рычаги тормоза должны быть разведены на нормальный ход якоря. В конце регулировки болт нужно затянуть, а отжимную гайку прижать к гайкам.

Во время техобслуживания тормозов в полость толкателя доливают масло, соответствуя нужному уровню. Смешивать масла разных марок запрещается. Если эксплуатация крана проходит на открытом воздухе при температуре ниже -10, то маслу свойственно загустевать, а время срабатывания толкателя увеличится.

Также нельзя разбавлять масло керосином с целью снижения вязкости: керосин может разъесть изоляцию обмоток приводного двигателя насоса толкателя. И тогда толкатель может выйти из строя. Чтобы сменить тормозные колодки в тормозе с электромагнитным приводом, нужно развести тормозные рычаги отжимной гайкой до прикосновения сердечника с якорем.

Обслуживание мостовых крановУстановочные величины для регулирования тормозов ТКТ и ТКТГ

В тормозе с гидравлическим толкателем руками вытаскивают шток толкателя и удерживают в таком положении, при этом положив под приводной рычаг на крышку толкателя металлический или деревянный брусок.

Затем выбить пальцы шарниров из крепления колодок и продвинуть их по поверхности трения шкива до такого положения, при котором колодку возможно вытянуть сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.

Зазоры в рычажной системе тормоза не превышают 0,3 мм с диаметром пальца 10-18 мм, 0,4 мм при диаметре пальца в 18-30 мм.

Во время ремонта в изношенных рычагах отверстия растачивают до большего диаметра и делают новые пальцы под больший размер отверстия.

Восстановление ходовых колес производится путем ручной наплавки износостойкой проволокой. Затем под номинальный размер протачивают и еще раз подвергают поверхность колес термообработке.

Инструкция по эксплуатации крана мостового (файл и советы)


Главная > Разное > Инструкция по эксплуатации мостового крана

Скачать руководство по эксплуатации в PDF

Название документа: Формат: Размер: Язык: Скачать:
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов PDF 0.98 MB русский

Рекомендуем прочитать советы от опытных работников

Перед любой эксплуатации мостовых кранов необходимо ознакомиться с руководством по безопасной эксплуатации мостовых кранов. После непосредственного ознакомления и изучения инструкции по эксплуатации мостового крана можно приступать к работе с ним.

Оператор-крановщик, который будет работать на мостовом кране, перед тем как приняться за работу самостоятельно, должен осуществить практическую стажировку на предназначенном для его работы кране. Время стажировки назначает специальный сотрудник инженерно-технического отдела, ответственный за содержимое грузоподъемных аппаратов в рабочем состоянии. Учитывая конструктивные особенности подъёмных механизмов, а также личных способностей крановщиков, которые работают с кранами общего назначения, длится не меньше десяти дней. И больше одного месяца для операторов, которые работают на различных кранах иного назначения, например кранах перегружателях.

Оригинальное руководство по эксплуатации крана дает возможность для формирования разработки собственной производственной инструкции по эксплуатации крана для крановщиков, учитывая также конструктивные свойства подъёмных мостовых кранов, места их установки и особенностей использования в работе.

Специальная промышленная инструкция по эксплуатации мостового крана должна вмещать в себя определенные установки по оценке и по контролю технического состояния устройств, которые напрямую несут ответственность за безопасную эксплуатацию мостовых кранов и режим сигналов между стропальщиками и крановщиками-операторами.

Перед тем как начать эксплуатацию кранов, оператор-крановщик, соответствуя инструкции по безопасной эксплуатации мостовых кранов, должен убедиться в исправности таких механизмов и частей, как: тормозные устройства, все блокировки и выключатели, концевые включатели ограничения высоты подъёма, буферы, а также движение талей и передвижение всех конструкций механизмов и противоугонные захваты, а также состояние канатов, металлоконструкций в доступных для осмотра местах и укладка канатов в ручьях блоков.

Осматривая механизм визуально, оператору нужно при необходимости использовать переносную лампу с рабочим напряжением 42 В.

Проверка канатов должна осуществляться только в случае неактивных механизмов, а при обесточенном кране – электрооборудования. Крановщик-оператор обязан испробовать на холостом ходу в рабочем режиме все части устройства и убедиться в том, что тормоза работают без перебоев.

После проверки мостовых кранов по инструкции, результат осмотра вносится в специальный журнал. Если была выявлена какая-либо неисправность, оператор-крановщик обязан сообщить об этом инженерно-техническому сотруднику, ответственному за прилежное состояние снаряжение. Сам оператор-крановщик не имеет права осуществлять какие-либо действия по устранению неполадок механизмов, кроме того случая, если у него имеется соответствующая квалификация. Точная инструкция по эксплуатации мостового крана не разрешает использовать краны для работ, пока не будут полностью устранены обнаруженные неполадки.

Техническая документация по эксплуатации кранов

Строительные машины и оборудование, справочник

Остальное о мостовых кранах

Техническая документация по эксплуатации кранов

Каждый кран, поступивший на предприятие с завода-изготови­теля, должен иметь паспорт (ПС). В нем приведены основные па­раметры и характеристики крана, гарантированные заводом-изго­товителем.

Техническое описание (ТО) предназначено для изучения крана и содержит описание его устройства и принципа действия, техниче­ские характеристики и другие сведения, необходимые для обеспе­чения полного использования технических возможностей ма­шины.Типовая инструкция по эксплуатации (ИЭ) содержит сведения, необходимые для правильной эксплуатации (транспортирования! хранения, работы и технического обслуживания) крана и поддер­жания его в постоянной готовности к действию. На основании ин­струкции завода-изготовителя эксплуатирующее предприятие раз­рабатывает свою инструкцию по эксплуатации, которая отражает специфику работы на нем. Обычно в нее входят права, обязанности обслуживающего персонала; порядок приемки и сдачи смен; по­следовательность пуска и остановки машины; технологическая по­следовательность выполняемых операций; порядок технического обслуживания и устранения неисправностей; правила техники без­опасности.

В инструкции по техническому обслуживанию (ИО) изложен порядок и правила выполнения технического обслуживания крана в различных условиях эксплуатации. Эта инструкция может вхо­дить в инструкцию по эксплуатации.

Ведомость запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) устанавливает номенклатуру, назначение, количество и места укладки ЗИП и материалов, необходимых для эксплуатации и ремонта на начальной стадии использования крана.

На предприятии, эксплуатирующем краны, должен вестись жур­нал периодических осмотров крана и крановых путей — крановый журнал. Записи в этом журнале производят слесари и электромон­теры, которым поручается осмотр кранов в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. В журнале дол­жны быть указаны лица, ответственные за исправное техническое состояние крана и его эксплуатацию, а также места их нахожде­ний. При отсутствии специального журнала в данный записывают сведения о состоянии съемных грузозахватных приспособлений и тары. Журнал является юридическим документом при решении во­просов, связанных с эксплуатацией, техническим состоянием и ре­монтом крана, а также грузозахватных приспособлений. Форму журнала и характер записей в нем устанавливает администрация предприятия. Запись об устранении неисправностей производят ли­ца, их устранившие.

Каждый кран должен иметь пронумерованный журнал приемки и сдачи смен машинистами (вахтенный журнал), в который зано­сят замечания по техническому состоянию крана. Ведение журна­ла должно ежедневно проверяться механиком и электриком цеха.

На мосту каждого крана должен быть вывешен плакат (трафа­рет), отчетливо видимый обслуживающему персоналу, с указани­ем грузоподъемности крана, регистрационного номера и даты сле­дующего технического освидетельствования.

Читать далее: Порядок подготовки крана к работе

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Скачать руководство по эксплуатации в PDF

Название документа: Формат: Размер: Язык: Скачать:
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов PDF 0.98 MB русский

Инструкция по эксплуатации мостовых кранов-перегружателей

1. НАЗНАЧЕНИЕ.

1.1. Мостовые краны-перегружатели № 1, грузоподъемностью 25 т, и № 2, грузоподъемностью 25 т, предназначены для работы на угольных складах электростанций.

1.2. Оба крана передвигаются по подкрановым путям, состоящим из рельсов типа КР-100, положенных и закрепленных на бетонном фундаменте.

1.3. Уголь забирается грейфером из бетонной траншеи под конвейерами № 11, 12 по всей их длине и транспортируется на открытый склад для длительного хранения.

1.4. С открытого склада уголь выбирается грейфером и подается в бункер. Уголь из бункера поступает на качающий питатель, который сбрасывает его через течку питателя в одно из приемных отверстий конвейеров № 13, 14.

1.5. В случае необходимости можно использовать кран-перегружатель для погрузки и выгрузки угля с подвижного состава МПС. Кроме того краном-перегружателем можно подавать уголь в бункер, расположенный на угольном складе, оборудованный качающим питателем, который сбрасывает уголь на конвейер 4а.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ грузить уголь в автомашины, тележки грейфером или питателем крана.

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАНА-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ № 1.

— производительность — 400 т/час

— емкость грейфера — 12 м3

— род тока — переменный

— напряжение — 380 В

— скорость подъема грейфера — 66,5 м/мин

— скорость передвижения грейферной тележки — 149 м/мин

— пролет крана — 60 м

— диаметр троса — 28,5 мм

— длина каната подъема — 44 м (2 шт)

— длина каната замыкания — 65 м (2 шт)

— скорость передвижения крана — 21 м/мин

— высота подъема грейфера — 25 м

— расчетная величина давления ветра на

перегружатель в рабочем состоянии — 40 кг/м2

— электродвигатель подъема грейфера — 160 кВт, 587 об/мин

— электродвигатель замыкания грейфера — 160 кВт, 587 об/мин

— электродвигатели передвижения грейферной

тележки ( 2 шт) — по 60 кВт, 587 об/мин

— электродвигатели передвижения перегружа-

теля ( 8 шт) — по 22 кВт, 723 об/мин

— электродвигатель качающего питателя — 8 кВт, 970 об/мин

— электродвигатели рельсовых захватов

4 шт 220 В — 4,5 кВт, 900 об/мин

3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАНА-ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ № 2.

— производительность — 500 т/час

— емкость грейфера — 12 м3

— род тока — переменный, постоянный

— напряжение — 380 В

— скорость подъема грейфера — 65 м/мин

— скорость передвижения грейферной тележки — 235 м/мин

— пролет крана — 60 м

— высота подъема грейфера — 35 м

— диаметр каната — 33 мм

— длина каната подъема — 52,5 м (2 шт)

— длина каната замыкания — 75,5 м (2 шт)

— скорость передвижения перегружателя — 27 м/мин

— расчетная величина давления ветра на

перегружатель в рабочем состоянии — 25 кг/м2

— электродвигатели передвижения грейферной

тележки ( 4 шт) — 56 кВт, 580 об/мин

— электродвигатель подъема грейфера — 160 кВт, 587 об/мин

— электродвигатель замыкания грейфера — 160 кВт, 587 об/мин

— электродвигатели передвижения перегружа-

теля ( 8 шт) — 20 кВт, 700 об/мин

По заключению №9735-1-ЗЭ экспертизы промышленной безопасности в части технического диагностирования (обследования) мостового трубчатого крана-перегружателя УП-2 зав. №1601, 1975г. выпуска рег. №4590 установлены следующие ограничения при эксплуатации крана в зимних условиях:

— при температуре ниже –15 С ограничить скорость передвижения тележки до 110м\мин

— при температуре ниже –25 С запретить выезд грейферной тележки на ремонтную консоль путем установки временного накатного тупика;

— через каждые 20 смен работы и после каждой смены при температуре ниже –15 С осматривать силами крановщика и ответственного за безопасную эксплуатацию крана сварные швы, верхнюю зону длиной ~1м, на предмет появления трещин;


  • Что понимается под термином цикл работы крана

  • Руководство по эксплуатации мостового крана - инструкция крановщика

    Цементация стали в домашних условиях

  • Спринтер мерседес габариты

  • Руководство по эксплуатации мостового крана - инструкция крановщика

    Вращающаяся печь

  • Руководство по эксплуатации мостового крана - инструкция крановщика

    Foton 1069 технические характеристики

  • Руководство по эксплуатации мостового крана - инструкция крановщика

    Механическая трансмиссия

  • Руководство по эксплуатации мостового крана - инструкция крановщика

    Неисправности акб

  • Кран самоходный

  • Акб неисправности

  • Евро 6 мерседес актрос

  • Монтаж башенного крана

НАЧАЛО РАБОТЫ

1.1 Перед началом работы крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.

1.2 Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

  • механизмов крана и электрической аппаратуры;
  • тормозов механизмов подъема и передвижения;
  • блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране.
  • исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;
  • осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
  • проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;
  • проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
  • осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;
  • проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;
  • осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
  • проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;
  • проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
  • визуально осмотреть крановые пути и тупиковые упоры (общие состояние кранового пути; дефекты рельсов; комплектность, целостность элементов кранового пути и их крепления; состояния кранового оборудования; целостность
    заземляющего устройства);
  • осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;
  • нулевой блокировки магнитных контроллеров;
  • аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.

1.3 При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.4 Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.

Подготовка механизма к работе

Перед запуском механизма должен быть произведен его тщательный обзор, заключающийся в проверке всех узлов и систем на отсутствие поломок и сбоев. Предварительно крановщик изучает записи в журнале приема смены. После этого оператор проверяет:

Устройство мостового крана

Устройство мостового крана

  • состояние механизмов крана;
  • исправность электрооборудования;
  • исправность тормозов и захватывающего оборудования;
  • состояние металлоконструкций и деталей в местах доступа к ним;
  • освещение и подачу звуковых сигналов;
  • положение каната и его укладку;
  • крепление крюковой подвески к обойме;
  • состояние троллеев;
  • исправность буферов и противоугонных приспособлений.

Подготовка мостовых кранов к действиям производится в выключенном состоянии, а перед включением необходимо убедиться, что рукоятки управления находятся на нулевой отметке. Только после этого включается питание крана.

В случае обнаружения нарушений или неисправностей, оператор должен внести соответствующую запись в журнале сдачи-приемки мостового крана. После этого крановщик докладывает о поломке руководителю, и только после устранения повреждений оператор может приступать к работе.

Крановщику запрещено:

  • одному производить ремонт;
  • осматривать и очищать кран, если включен рубильник;
  • оставлять на галерее незакрепленный груз или инструмент;
  • перемещаться по крановым путям и галереям через мост;
  • сбрасывать детали вниз;
  • производить осмотр или ремонт крана, если на нем присутствуют рабочие.

Что запрещается делать крановщику

Что запрещается делать крановщику

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании «Типовой инструкции для крановщиков-операторов по безопасной эксплуатации кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления» (утв. ОАО «ВНИИПТМАШ» 01.03.1996) в части, не противоречащей «Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 №533).

1.2. Для управления грузоподъемными кранами мостового типа, оснащенными системой дистанционного управления, и их обслуживания приказом руководителя предприятия назначаются обученные крановщики-операторы не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, годные по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.

1.3. Аттестованным крановщикам-операторам выдается удостоверение установленной формы с фотокарточкой за подписью председателя комиссии и представителя органов Ростехнадзора. Крановщик-оператор во время работы должен иметь удостоверение при себе.

1.4. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик-оператор должен пройти стажировку на рабочем месте (участок, где работает кран, оснащенный системой дистанционного управления). Продолжительность стажировки устанавливает инженерно-технический работник, ответственный за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии.

1.5. Повторная проверка знаний крановщиков-операторов должна проводиться:

  • периодически (не реже одного раза в 12 мес.);
  • при переходе на работу на другое предприятие;
  • по требованию инспектора Ростехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений.

1.6. Повторная проверка знаний проводится комиссией предприятия в объеме настоящей инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной проверке знаний крановщиков-операторов не обязательно.

1.7. Обученный крановщик-оператор, имеющий на руках удостоверение на право управления кранами, оснащенными системой дистанционного управления, и их обслуживания, должен знать:

  • назначение, устройство и принцип действия грузоподъемных кранов мостового типа и их механизмов;
  • основные сведения об электрооборудовании кранов;
  • устройство и принцип действия системы дистанционного управления грузоподъемными кранами по радио или однопроводному каналу связи;
  • производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков;
  • руководство по эксплуатации крана;
  • Типовую инструкцию для крановщиков-операторов по безопасной эксплуатации кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления;
  • содержание и порядок ведения вахтенного журнала;
  • порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов, оснащенных системой дистанционного управления;
  • основные требования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся профессии крановщика-оператора;
  • действующую на предприятии систему нарядов-допусков;
  • сроки и результаты технических освидетельствований, технических обслуживаний и ремонтов;
  • проекты производства работ, технологические карты складирования грузов, технологию погрузочно-разгрузочных работ и другие регламенты по безопасности;
  • безопасные способы строповки и зацепки грузов, схемы строповки, подъема и перемещения малогабаритных грузов, места строповки типовых изделий;
  • визуальное определение массы перемещаемого груза;
  • назначение и правила применения стропов, цепей, канатов и т.д.;
  • предельные нормы нагрузки на кран и стропы;
  • требуемую длину и диаметр стропов для перемещения грузов;
  • допускаемые нагрузки на стропы и канаты;
  • особенности производства на участке работ;
  • конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.);
  • требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре, и нормы их браковки;
  • установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком;
  • приемы освобождения от воздействия электрического тока человека, попавшего под напряжение, и способы оказания первой помощи;
  • правила техники безопасности при производстве работ по погрузке, разгрузке и транспортировке различных грузов;
  • правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  • местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения;
  • инженерно-технических работников, ответственных за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

1.8. Крановщик-оператор должен уметь:

  • управлять механизмами кранов мостового типа посредством малогабаритных переносных или стационарно установленных пультов;
  • проверять путем осмотра аппаратуру системы дистанционного управления;
  • производить осмотр грузозахватных органов и грузозахватных приспособлений;
  • проверять исправность аппаратуры системы дистанционного управления механизмами крана, тормозных устройств, концевых выключателей, сигнализации, освещения путем кратковременного включения и опробования их работы;
  • выполнять отцепку стропов на месте установки или укладки груза;
  • выбирать необходимые стропы в соответствии с массой и размером перемещаемого груза;
  • определять пригодность стропов;
  • выполнять обвязку и зацепку простых изделий, деталей и других грузов для их подъема, перемещения и укладки;
  • подготавливать к работе пульты управления и содержать их в надлежащем состоянии;
  • соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  • правильно вести вахтенный журнал;
  • правильно пользоваться марочной системой.

1.9. По части содержания кранов в исправном состоянии крановщик-оператор должен выполнять указания инженерно-технического работника, ответственного за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии, а по части производства работ — указания лица, ответственного за безопасное производство работ подъемными сооружениями.

ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

2.1. Крановщик-оператор до начала работы крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов и приборов безопасности крана. При этом он должен получить переносной пульт с ключом-маркой в установленном на предприятии порядке от крановщика-оператора, сдающего смену, или от лица, отвечающего за выдачу ключей-марок.

2.2. Если в момент приема смены кран находился в ремонте, то пульт принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт.

2.3. В начале смены крановщик-оператор обязан произвести прием смены. При этом крановщику-оператору запрещается подниматься на кран.

2.4. Принимающий смену обязан уведомить работающего крановщика-оператора о своем прибытии. Сдающий смену должен по команде сменщика переместить кран к посадочной площадке, опустить блочную подвеску для осмотра и подать сигнал принимающему смену о возможности приступить к осмотру.

2.5. После получения сигнала от сдающего смену принимающий ее обязан:

  • осмотреть пульт управления и убедиться в отсутствии внешних повреждений пульта, передающей антенны и аккумуляторной батареи (при радиоуправлении), а также соединительного кабеля, постов подключения, блока питания и усиления (при управлении по однопроводному каналу связи);
  • проверить состояние органов управления (на выключенном пульте): четкую фиксацию командоаппаратов в каждом положении, возврат их в нулевое положение, отсутствие «залипания» кнопок и тумблеров;
  • проверить состояние крюковой подвески (грейфера, захватов, траверс), канатов и грузозахватных приспособлений и убедиться в их исправности;
  • убедиться в хорошей видимости (на расстоянии не менее 50 м) знаков ориентации направления передвижения тележки на кране.

2.6. После осмотра принимающий смену должен подать сигнал поднять грузозахватный орган в верхнее положение (кроме грейфера и грузового магнита), ознакомиться с записями в вахтенном журнале и получить от сдающего смену сведения о техническом состоянии крана и неполадках в его работе. Если в предыдущую смену вахтенный журнал был сдан на проверку инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание подъемных сооружений в исправном состоянии, то принимающий смену обязан взять у него журнал…

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность за:

5.1 Крановщики мостового крана несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения руководства по эксплуатации крана, производственной инструкцией, требований безопасности, изложенных в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках и других документах, регламентирующих безопасную эксплуатацию крана.

— не соблюдение правил и норм охраны труда;

— не выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящей рабочей инструкцией, трудовым договором;

— нарушение техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии, трудовой и производственной дисциплины;

— нарушение правил внутреннего распорядка.

Работник имеет право:

— на бесплатное обеспечение спецодеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты;

— на рабочее место, защищенное от вредных и опасных производственных факторов;

— использовать льготы, установленные законодательством РФ или предусмотренные для работников коллективным договором и трудовым кодексом РФ.

Начальник участка

СОГЛАСОВАНО:

Начальник ОК

Начальник юридического отдела

Ведущий инженер по СМК

Начальник ОПБ и ООС

Тонкости управления крановым погрузчиком

К эксплуатации мостового крана допускаются лица не моложе 18 лет и имеющие соответствующую присвоенную квалификацию. Важно наличие медицинской справки, подтверждающей допустимое состояние здоровья крановщика.

После предварительной проверки и в случае отсутствия отклонений, оператор может приступать к управлению механизмом:

Устройство кабины мостового крана

Устройство органов управления мостовым краном

  • перед любой операцией производится звуковой сигнал;
  • подъем груза предельной массы осуществляется постепенно: после плавного поднятия на 200 м и проверки надежности захвата продолжается подъем;
  • минимальная высота опускания груза до низа балок – 0,5 м;
  • минимальное расстояние между кранами в 1 пролете – 1 м;
  • не поднимать груз, если неизвестна информация о его массе;
  • опускание поклажи производится на специально подготовленные участки, исключающие падение объекта.

Обязательно нужно исключать одновременное действие основных и вспомогательных механизмов.

Функции оператора крана

Крановщик-оператор – главный специалист, приводящий мостовой кран в действие и обеспечивающий всю основную работу данного устройства. Круг его обязанностей не ограничивается непосредственным управлением грузоподъемником, и также включает:

Крановая кабина для оператора мостового крана

Крановая кабина для оператора мостового крана

  • ознакомление с записями в вахтовом журнале;
  • осмотр крана;
  • ремонт оборудования, если в этом есть необходимость;
  • перед тем, как подняться на кран, оператор должен принять смену;
  • сдавая смену, нужно по команде разместить агрегат на посадочной площади и опустить блочную подвеску, чтобы произвести осмотр;
  • принимая – нужно осмотреть пульт управления и убедиться, что на нем нет трещин и вмятин;
  • затем проверяется передающая антенна, аккумуляторная батарея, блок питания и посты подключения.

В обязанности крановщика-оператора крана входит и ремонт, зачастую включающий замену ходовых колес, подшипников, шкивов, крюков и других элементов. Смазывание движущихся частей мостовых кранов – это тоже обязанность крановщика-оператора.

Для обеспечения качественной и безопасной эксплуатации крана крановщик должен досконально изучить инструкцию для крановщиков-операторов. Нужно знать принципы работы электросистем, устройство и логику функционирования как крана в целом, так и его отдельных систем и узлов. Перед сменой допущенный кладовщик должен иметь наряд и контактный ключ, чтобы постороннему человеку не удалось включить и запустить в работу мостовой кран.

Порядок ремонта кранов

Эксплуатация крана редко обходится без ремонтных работ, которые начинаются с подготовки участки цеха: устранение всех лишних деталей и вещей, препятствующих процессу восстановления крана. Во время ремонта агрегат должен быть отключен от сети. В цеховом журнале фиксируется дата ремонта и ответственный за его проведение. Рабочие снабжаются нарядом-допуском к ремонту, составляется специальная техническая документация.

Ремонт мостового крана

Ремонт мостового крана

Сперва нужно отключить или изолировать секцию троллеев, поставив табличку: «Осторожно, под напряжением». Важно тщательно осмотреть крановые редукторы, очистить смотровой люк от грязи, если она засорила полость редуктора. После прочистки полости она заполняется смазочным веществом.

Во время ТО мостовых кранов проверяется система безопасности, и если есть отклонения, производится замена фрикционных потертых накладок и шарниров для системы рычагов на тормозах.

В целом ремонт включает такие стадии:

  • термическая;
  • слесарная;
  • токарная;
  • наплавочная;
  • фрезерная;
  • зубонарезная;
  • шлифовальная.

Схема троллея мостового крана

Схема троллея мостового крана

Стабилизация тормозной системы с электромагнитным приводом

Регулировка тормоза начинается с того, что крановщиком выставляется стандартный ход якоря. Для этого гайка отделяется от шайбы, и поддерживаемая гаечным ключом (для обеспечения неподвижного состояния) вращается квадратная заточка до того момента, пока ход якоря электромагнита не составит половину номинального дохода.

Устройство тормоза с электромагнитным приводом

Устройство тормоза с электромагнитным приводом

Дальше для фиксации конечной пружины гайка прикручивается шайбой, а шток вращается за квадратную заточку. Пружина прижимается до тех пор, пока не будет достигнут тормозной момент.

Ремонт тормозов с гидравликой заключается в извлечении штока толкателя. В это время под рычагом на крышке толкателя должен лежать брусок из дерева или металла. Далее удалить пальцы шарниров из крепления колодок и направить их на поверхность трения шкива до такого положения, при котором колодка вытянется сквозь зазор между шкивом, штоком и тормозным рычагом.

Видео по теме: Мостовой кран


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.