Что входит в рабочее оборудование автогрейдера

Грейдер — прицепная землероечная техника с рабочим органом в виде отвала. Самоходный тип грейдера называетя автогрейдер. С его помощью вырезают кюветы, делают боковые откосы на насыпях, профилируют поверхности. На этой рабочей машине можно менять навесное оборудование, например, ковш погрузчика, откосник и прочее. Это маневренная техника функционирует в любое время года.

Назначение классификация и область применения автогрейдера


Автогрейдером называется самоходная колёсная машина с регулируемым отвалом, расположенным между задними и передней осями. Предназначены для планировочных профилировочных работ при строительстве дорог, аэродромов и других линейных и площадных объектов.

При отделке земляного полотна дороги требуется произвести вырезание кюветов и профилирование поверхности и боковых откосов насыпи и выемок для придания этим элементам дорожного полотна необходимых поперечных и продольных уклонов. Эти работы выполняют автогрейдеры и грейдеры.

Мощные автогрейдеры могут быть использованы и для возведения земляного полотна в нулевых отметках. Автогрейдеры применяют также на планировочных и вспомогательных работах и в других отраслях строительства при сооружении площадок, профильных выемок и насыпей. В зимнее время автогрейдером очищают дороги от уплотненного снега.

Автогрейдер обладает большой маневренностью и возможностью изменения углов установки отвала в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также может осуществлять вынос отвала в сторону.

Кроме основного рабочего органа отвала и имеющегося на многих автогрейдерах кирковщика, эта машина может работать также с различными видами сменного навесного рабочего оборудования: грейдер-элеваторного, снегоочистительного и другого, будучи дешевле специализированных машин. В силу этих причин выпуск прицепных грейдеров продолжается главным образом с целью сезонного использования тракторов, но этот тип машин не является перспективным и не развивается.

Классификация. Автогрейдеры можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) по весу машины: легкие весом до 9 т, средние весом 10-12 т, тяжелые весом 13-15 т, и особо тяжелые весом 17-23 т;

б) по устройству ходового оборудования: двухосные — с одной или двумя ведущими осями и трехосные — с двумя или тремя ведущими осями;

в) по системе управления рабочими органами: с механическим (редукторным) или гидравлическим управлением. Легкие автогрейдеры используют для содержания и мелкого ремонта дорог и для постройки грунтовых дорог в нулевых отметках.

Средние автогрейдеры используют для возведения земляного полотна при небольших отметках насыпи и выемки в грунтах оптимальной влажности и для среднего ремонта дорог. Автогрейдеры тяжелые и особо тяжёлые целесообразно использовать при наличии больших объемов работ и в тяжелых грунтовые условиях.

Устройство и принцип действия рабочего оборудования

автогрейдер грунт трансмиссия

Автогрейдер представляет собой самоходную колесную землеройно-транспортную машину с отвальным рабочим органом

Автогрейдер вид сбоку

Рисунок 7 — Автогрейдер вид сбоку

Автогрейдер состоит из следующих основных частей:

Длинной и выгнутой в средней части основной рамы 1, служащей для установки на ней всех механизмов автогрейдера и опирающейся сзади на заднюю тележку 10, снабжённую балансирами с ведущими колёсами 8, а спереди на переднюю ось 4 с управляемыми колёсами; двигателя 14, закреплённого сверху рамы над задней тележкой; трансмиссии, передающей вращение от двигателя к ведущим колёсам, гидронасосам и пр.; грейдерного отвала 7, расположенного в пространстве под выгнутой узкой в плане частью рамы, называемой хребтовой балкой, на специальной тяговой раме 6, закреплённого с помощью сферического шарнира на концевой части хребтовой балки над передней осью и двух гидроцилиндров подъёма отвала 2, установленных на кронштейнах с двух сторон хребтовой балки в её самой приподнятой части; кабины 11 с органами и пультом управления и сиденьем машиниста; отвала бульдозера 5, гидроцилиндра 12 для их привода; капота 9 с откидными стенками, закрывающего двигатель; электросистемы сигнализации и освещения 13.

Рабочее оборудование автогрейдера подразделяется на основное и дополнительное

Тяговые рамы с отвалом. С помощью тяговой рамы передается отвалу тяговое усилие, необходимое для резания грунта. Поэтому тяговая рама содержит мощную продольную балку или два сходящихся лонжерона, оканчивающихся в месте их схода шаровым шарниром для шарнирного крепления тяговой рамы к переднему мосту автогрейдера. Сзади тяговая рама имеет поперечную связь, которая придает ей жесткость и позволяет закрепить снизу поворотный круг, изготовленный в виде открытого зубчатого венца большого диаметра с внутренними зубьями.

Сам поворотный круг, помимо плоского зубчатого венца, имеет кольцевую обечайку, придающую ему жесткость. К ней с боков параллельно продольной оси тяговой рамы приваривают два опущенных вниз плоских дугообразных кронштейна, предназначенных для шарнирного крепления непосредственно отвала. Как правило, опущенные вниз относительно поворотного круга концы этих кронштейнов жестко связываются с помощью труб между собой и с нижней плоскостью поворотного круга.

Отвал изготавливают из толстого стального листа, изогнутого по радиусу. С задней стороны этот лист усилен уголками или листами, придающими отвалу коробчатое поперечное сечение. Режущая наружная часть лобового листа несколько отогнута по всей его длине и в это место помещен и закреплен с помощью болтов с утопленными головками съемный нижний режущий нож 6, выполненный из специальной износостойкой стали с наплавкой из твердого сплава на режущей кромке. По бокам отвала закреплены на болтах также съемные боковые режущие ножи 5. Так как отвал во время работы автогрейдера должен быть ориентирован в пространстве определенным образом, в конструкции тяговой рамы предусмотрена возможность его бокового перемещения относительно рамы и изменения угла резания отвала.

Комфортные условия работы в кабине

Для операторов, которые проводят в кабине автогрейдера целые дни при любой погоде, важнее всего, чтобы в кабине было комфортно и машина управлялась легко, были хорошо видны отвал и зона работы. Квалифицированный оператор не захочет работать на автогрейдере с неудобной кабиной старого образца. Поэтому при разработке новых моделей автогрейдеров производители обращают большое внимание на условия работы оператора. Потребители также предпочитают автогрейдеры с комфортными кабинами.

SEM

Автогрейдеры SEM оснащаются эргономичной современной герметизированной кабиной с регулируемым по многим направлениям сиденьем, наклоняемой рулевой колонкой с рычагами управления гидросистемой, отопителем и кондиционером. По правую руку оператора удобно расположен переключатель передач. Кабина расположена на тяговой раме. Такая конструкция позволяет оператору всегда держать под контролем положение среднего отвала и передних колес. Высота кабины составляет 1,9 м.

С 2005 г. китайский завод SEM вошел в состав американского концерна Caterpillar. Бренд SEM входит в тройку самых импортируемых в РФ китайских автогрейдеров. В линейке автогрейдеров SEM три модели (масса 15–18,6 т), основные узлы техники имеют конструкцию, аналогичную компонентам Caterpillar, но производятся в Китае. Машины универсальные, способны работать в дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной и др. отраслях. В составе линейки модели с задним и полным приводом.

Передний мост – подключаемый, с гидростатическим приводом. Задний мост оснащен самоблокирующимся дифференциалом ограниченного трения. Двигатели автогрейдеров SEM отличаются трехступенчатой системой очистки впускного воздуха. Система охлаждения машины позволяет работать при температуре воздуха от -40 до +55 °С. Грейдерные отвалы машин SEM запатентованной компанией Caterpillar конструкции имеют уменьшенное сопротивление при внедрении в грунт. Направляющая отвала выполнена из закаленной стали, соединение с поворотным кругом осуществляется через фторопластовые износные пластины. Зубья поворотного круга также являются закаленными. Режущие кромки рабочего органа имеют болтовое крепление к отвалу и легко меняются. Кроме этого в механизм поворота отвала можно установить муфту проскальзывания, которая предотвращает повреждение зубьев поворотного круга и гидромотора при воздействии ударных нагрузок на отвал. Автогрейдеры SEM оснащаются автоматическими системами нивелирования.

Заметим, что некоторые умельцы самостоятельно переделывают неудобные кабины отечественных автогрейдеров старых выпусков, например, в кабине ДЗ-98 переносят блок педалей ближе к рулевой колонке, рычаги – ближе к лобовому стеклу, для улучшения обзора обрезают решетки на передних крыльях и т. д.

Органы управления современных автогрейдеров


У современных автогрейдеров чаще всего встречается управление с помощью джойстиков. По сравнению с обычными рычагами управления два электрогидравлических джойстика уменьшают количество движений руки оператора почти на 80%. Также применяются расположенные на подлокотниках сиденья управляемые пальцами электронные рычаги. Такие органы управления удобнее обычных рычагов: оператор может сидеть откинувшись на спинку сиденья и меньше утомляться. Традиционные – рулевое колесо с рычагами-«оленьими рогами» – также до сих пор встречаются на автогрейдерах. Большинство операторов-профессионалов с большим опытом учились на автогрейдерах с управлением именно такого типа. Некоторые модели автогрейдеров предлагаются с несколькими типами органов управления на выбор.

John Deere

Например, у автогрейдеров John Deere серии G предлагается на выбор три вида органов управления: традиционные (рулевое колесо и рычаги), установленные на подлокотниках сиденья электронные рычаги, управляемые «кончиками пальцев» и наконец, два джойстика. Причем независимо от того, какого типа управление выбрано, на каждом автогрейдере John Deere есть рулевое колесо, которое удобно для движения по дороге – при возвращении назад со строительного объекта в конце рабочего дня. Заметим, однако, что в России компания John Deere не предлагает на автогрейдерах управление джойстиками. Среди отличительных особенностей можно также отметить функцию иммобилайзера на кнопочной панели, обеспечивающую защиту от несанкционированного запуска и угона техники. Кроме того, в базовую комплектацию грейдеров входит телематическая система удаленного мониторинга JDLink, на которую John Deere предлагает бесплатную трехлетнюю подписку всем клиентам. Еше стоит отметить и систему адаптивного переключения передач, благодаря которой оператор может за считанные секунды на любой передаче изменить направление хода машины с переднего на задний и функцию предотвращения остановки двигателя под нагрузкой, которая в случае превышения нагрузки сначала понижает передачи автоматически, а если нагрузка превышает возможности машины – включает нейтральную передачу, защищая турбину и горячие компоненты двигателя от резкого выключения.

Оператор, не отрывая рук от джойстиков, может контролировать все функции управления одновременно. Многие производители встраивают в джойстики своих автогрейдеров дополнительные функции (например, управление автоматической системой нивелирования), которые повышают безопасность, производительность и качество работы оператора, их легко освоить и использовать.

Заметим, что и на машинах с рулевым колесом и рычагами могут быть внедрены многие современные электронные автоматизированные функции.

Важно подобрать управление такого типа, которое предпочитает оператор, на такой машине производительность у него будет выше, планировку он закончит быстрее и с меньшим количеством проходов. Специалисты отмечают, что у потребителей наиболее популярны джойстики и электронные рычаги, переключаемые «кончиками пальцев».

John Deere

Перспективы развития грейдеров

За последние годы в развитии конструкции автогрейдеров наметились следующие тенденции:

  • повышение мощности двигателей без существенного увеличения веса автогрейдеров;
  • внедрение гидромеханических трансмиссий для ходовой части машины: применение двигателей, приспособленных для работы при значительных кренах, а также в условиях низких и высоких температур и при высокой запыленности воздуха;
  • повышение транспортной скорости грейдеров;
  • автоматизация управления с целью обеспечения автоматического профилирования по заданному профилю – система нивелирования;
  • значительное улучшение условий работы водителя;
  • применение шин низкого давления с централизованным регулированием давления воздуха, подаваемого от компрессора двигателя.

Вернуться к списку статейСледующая статья

Грейдер (автогрейдер), виды, типы, классы, его рабочее оборудование, применение и характеристики.

Грейдер – прицепная или самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передними и задними колесами, которая режет, перемещает и распределяет материал обычно в целях профилирования.

Грейдер (автогрейдер)

Рабочее и вспомогательное оборудование грейдера (автогрейдера)

Виды, типы и классы грейдеров (автогрейдеров)

Параметры грейдера (автогрейдера)

Применение грейдера (автогрейдера)

Другая дорожно-строительная техника: асфальтоукладчик, бульдозер, грейдер, скрепер

Строение грейдеров SEM

Конструкцию автогрейдера разберем на примере техники SEM, на основе 4 основных узлов:

  • Трансмиссии.
  • Гидравлической системы.
  • Рамы и отвала.
  • Кабины с управляющим механизмом.

Трансмиссия

Двигатель на автогрейдерах SEM — простой и надежный механизм, он эффективно работает в тяжелых погодных условиях, выдерживая температуры от -40°C до +50°C. Мощность изменяется от 190 до 220 л.с. Экологичность соответствует классу Stage II, шумность не превышает 111 Дб.

На автогрейдерах установлена гидромеханическая КП автоматического типа. Гидротрансформатор увеличивает КПД двигателя машины, снижает расход ГСМ. Передний мост на всех версиях производителя способствует оптимальному наклону колесной пары. Надежную остановку реализуют тормозные барабаны.

В ступицы колес (передних) устанавливаются гидромоторы. Это позволяет технике уверенно перемещаться в условиях бездорожья, увеличивает сцепление с грунтом. Гидромоторы также обеспечивают движение с «ползучей» скоростью, что дает возможность плавно трогаться и останавливаться, без оставления гребней на отвалах.

» Если у автогрейдера в ступиццах передних колес устанавлены гидромоторы — это позволит технике уверенно перемещаться в условиях бездорожья и увеличит сцепление с грунтом » .

Гидравлика

Специалисты предприятия SEM благодаря разработке гидравлической системы обеспечили точное и быстрое управление техникой. Установленный аксиально-поршневой насос дает возможность:

  • Экономить топливо.
  • Снижать пробуксовку.
  • Уменьшать износ колес.
  • Повышать тяговое усилие и преодолеваемую нагрузку.
  • Уменьшать продолжительность рабочего цикла.

Блок PPPC(пропорционально-приоритетной компенсации), относящийся к гидравлической системе SEM, обеспечивает равномерную скорость перемещения отвалов, а также заднего рыхлителя, движения другого рабочего инструмента.

Рамы отвала

Техника имеет максимально длинную колесную базу. Благодаря этому отвал может устанавливаться под большим углом, что снижает затраты мощности. Тяговая рама имеет коробчатое сечение, она мощная, приспособлена для фиксации разного навесного оборудования. Зубья привода цельнокованного поворотного круга термообрабатываются ТВЧ, они износостойки, выдерживают запредельные нагрузки. Фиксация поворотного круга к раме производится шестью опорными башмаками. Особенности конструкции снижают его трение с поворотной рамой.

Прочная задняя тележка служит отличной опорой для рабочего инструмента, предохраняет силовую передачу от чрезмерных нагрузок, которые появляются при резке, кирковке, расчистке, при выполнении других работ.

Управление

Автогрейдер управляется из удобной кабины с большим обзором. Она расположена на передней полураме. Управление производится с минимальными усилиями, ход рычагов самый короткий в своем классе — 20 мм. Это дает возможность управлять сразу несколькими рычагами одной рукой. Уровень шума в кабине не превышает 77Дб. Высота кабины(1,9 м) позволяет работать стоя.

Грейдер (автогрейдер):

Грейдер (англ. grader, от англ. grade – нивелировать, выравнивать) – это прицепная или самоходная машина, оборудованная рабочим органом – регулируемым отвалом с ножом, предназначенная для планировки и профилирования площадей и откосов, послойного выравнивания грунта и прочих оснований, перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.

Грейдер – специальная дорожно-строительная техника (машина), способная выполнять различные земляные, строительные, дорожно-строительные и транспортные рабочие операции.

Грейдер – выемочно-транспортирующая машина, оборудованная ножевым рабочим органом – отвалом, который размещается в пределах колёсной базы.

В зависимости от вида ходовой части различают обычный грейдер и автогрейдер.

Автогрейдер – самоходная колесная машина с регулируемым отвалом, расположенным между передними и задними колесами, которая режет, перемещает и распределяет материал обычно в целях профилирования.

Обычный грейдер – это прицепная или полуприцепная машина, фиксируемая на базовой транспортной машине – тракторе или другой технике.

Работа грейдера осуществляется на низкой скорости – до 3–4,5 км/ч.

Рабочее и вспомогательное оборудование грейдера (автогрейдера):

Главными составными частями грейдера являются базовая колесная транспортная машина и основное рабочее оборудование – отвал, а также вспомогательное (дополнительное) рабочее оборудование – кирковщик, рыхлитель, плужный снегоочиститель, передний отвал, бульдозерный отвал, стреловидный отвал, откосники, уширители и пр.

Отвал является основным рабочим органом грейдера, который отличает его от других типов дорожно-строительной техники. Отвал представляет собой прямоугольный лист, имеющий некоторый радиусный изгиб. Oтвал может выставляться c различными углами в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно продольной оси базовой транспортной машины, a также выносится и выдвигается в сторону. Он может подниматься, опускаться и поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Отвалы всех типов грейдеров оснащаются механизмами с гидравлическим или механическим приводом для подъёма-опускания отвала, поворотов в двух плоскостях, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд-назад по ходу. Отвал крепится к тяговой машине с поворотного механизма и тяговой рамы.

Вдоль нижней и боковой кромки отвала прикрепляются ножи, соответственно именуемые нижний нож и боковой нож.

Кирковщик – вспомогательное оборудование в виде рамы со съемными зубьями (7-11 зубьев) для рыхления грунта, разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. Кирковщик может быть установлен впереди передних колес автогрейдера или между передними и задними колесами.

Рыхлитель – дополнительное оборудование, состоящее из рамы, соединенной посредством кронштейнов крепления с задней частью базовой машины, и снабженное одним или несколькими зубьями. Рыхлительное оборудование устанавливается не только на автогрейдеры, но и во многих случаях также на бульдозера и тягачи.

Плужный снегоочиститель – конструкция, размещенная впереди передних колес и предназначенная для сдвигания снега в поперечном направлении за счет вспахивающего действия отвала. Плуг может быть одноотвальным и двухотвальным.

Передний отвал – отвал, обычно имеющий криволинейную поверхность, размещенный впереди передних колес и предназначенный для сгребания и толкания материала, обычно в направлении вперед.

Автогрейдеры также оснащаются автоматическими нивелирующими системами в целях ускорения проведения рабочих операций и получения поверхностей со строго определенными параметрами.

Автогрейдеры могут оснащаться системой дистанционного управления.

Виды, типы и классы грейдеров (автогрейдеров):

Грейдеры классифицируют по ходовому оборудованию, производительности, конструкции, типу системы управления рабочими органами и пр. параметрам.

По ходовому оборудованию грейдеры классифицируют на:

– прицепные и полуприцепные,

– самоходные – автогрейдеры. Автогрейдеры способны перемещаться своим ходом.

По производительности (в зависимости от общей массы, мощности двигателя и габаритов отвала) автогрейдеры подразделяются на следующие классы:

легкие автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 2500-3000 мм., двигателем мощностью до 80 кВт. Имеют массу не более 9 тонн;

средние автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 3000-3500 мм., двигателем мощностью до 130 кВт. Имеют массу не более 13 тонн;

тяжелые автогрейдеры. Оснащены отвалами длиной 3500-4000 мм., двигателем мощностью до 185 кВт. Имеют массу не более 19 тонн;

сверхтяжелые автогрейдеры. Оснащены двигателем мощностью более 185 кВт и имеют массу более 19 тонн.

В зависимости от эксплуатационной мощности двигателя автогрейдеры классифицируются на классы:

– класс 100, имеющий эксплуатационную мощность двигателя до 88,2 кВт (или 120 л.с.),

– класс 140, имеющий эксплуатационную мощность двигателя в пределах от 88,9 до 117,6 кВт (или от 121 до 160 л.с.),

– класс 180, имеющий эксплуатационную мощность двигателя в пределах от 118,4 до 147,0 кВт (или от 161 до 200 л.с.),

– класс 250, имеющий эксплуатационную мощность двигателя от 147,8 и выше (или от 201 л.с. и выше).

По типу управления рабочими органами различают автогрейдеры с механическим и гидравлическим управлением.

По числу колес ходовой части различают четырехколесные и шестиколесные автогрейдеры.

По числу двигателей бывают одномоторные и двухмоторные автогрейдеры.

По расположению двигателя автогрейдеры делятся на:

– автогрейдеры с передним расположением двигателя,

– автогрейдеры с задним расположением двигателя.

По системе управления поворотом различают автогрейдеры:

– с передними управляемыми колесами,

– с передними и задними управляемыми колесами,

– с передними управляемыми колесами и поворотной задней тележкой,

– с передними управляемыми колесами и шарнирно-сочлененной рамой,

– с шарнирно-сочлененной рамой, имеющей два вертикальных шарнира.

По системе привода хода выделяют автогрейдеры:

– с двумя ведущими колесами,

– с четырьмя ведущими колесами,

– с шестью ведущими колесами.

Основные виды приспособлений

Рабочее оборудование автогрейдера представлено такими его видами:

Основное рабочее оборудование автогрейдера

Основное рабочее оборудование автогрейдера

  • отвал и удлинитель;
  • рыхлитель-кирковщик;
  • бульдозер;
  • откосник;
  • очиститель кювет;
  • очиститель для снега.

Каждая из установок имеют разные предназначения и устанавливаются по-отдельности.

Отвал и удлинитель

Это стандартное рабочее оборудование автогрейдера, состоящее из тяговой рамы, поворотного круга и самого отвала. На треугольной тяговой раме установлен шарнир, соединяющийся с главной рамой. Снизу к ней крепят поворотный круг, состоящий из кольца с лапами и венца с зубьями. С помощью такой конструкции поворотной части можно изменять их положение по отношению к кругу в случае, когда зубья стираются неравномерно.

На инструменте установлены ножи в двух направлениях, которые переставляются при износе переворачиванием. Гидроцилиндры изменяют угол резания и переносят отвал в разные стороны по отношению к базовой раме, а при помощи редуктора реализуется его поворот. Редуктор состоит из:

  • корпуса;
  • червячного кресла;
  • крышки;
  • подшипников;
  • шестерни;
  • валов.

Подача рабочих жидкостей осуществляется шарниром гидравлического типа на базовой раме.

Редуктор автогрейдера - устройство

Рыхлитель-кирковщик

Устройство для разрушения старого асфальтового покрытия, тяжелых и уплотненных грунтовых насыпей. Крепится к балкам базовой рамы. Работу органа реализует гидроцилиндр. Процесс рыхления осуществляется в случае движения автомобильного грейдера вперед.

Не следует двигаться задним ходом при углубленных зубьях, поскольку это может повлечь срыв наконечников. Старые асфальтовые покрытия и плотные грунтовые насыпи рыхлят с помощью одного среднего зуба кирковщика.

Рыхлитель-кирковщик


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.