Российские мастера на все руки не упустят момента что-нибудь изобрести. Что уж говорить о собственном прицепе. Сегодня эти темы горячо обсуждаются: «Можно ли зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля? И нужно ли это делать вообще?»
Львиная доля автомобилистов знает, что за неправильно оформленную или вовсе не оформленную технику со стороны инспекторов дорожного движения применяются штрафные санкции вплоть до лишения прав. Поэтому следует тщательно разобраться в данном вопросе.
Содержание
- 1 Какие требования предъявляются к автотележке
- 2 Проясняем важнейшие моменты
- 3 Действующие санкции за отказ от постановки на учет
- 4 Прицеп — что это такое
- 5 В чем особенность регистрации
- 6 Как проводится экспертиза
- 7 Важно ли, кто обращается за регистрацией
- 8 Порядок проведения мер по регистрации
- 9 Сколько будет стоить оформление
- 10 Как зарегистрировать автотележку
- 11 Перечень необходимых документов
- 12 Куда нужно обращаться для осуществления регистрации
- 13 Пошаговое руководство регистрации
- 14 Список документации
- 15 Стоимость
- 16 В каких случаях может поступить отказ
Какие требования предъявляются к автотележке
Ко всем автоприцепам предъявляются общие требования.
Габаритные размеры. Зарегистрировать автоприцеп, сделанный своими руками, можно, если его габариты не превышают стандартных размеров. Они должны соответствовать следующим параметрам:
- длина – до 12 метров;
- ширина – до 2,5 метров;
- высота – до 4-х метров.
Общая длина автомобиля вместе с тележкой не должна превышать 18,3 метра.
Как регистрировать транспортные средства в ГИБДД
Вес. По весовой категории выделяют три вида прицепных устройств:
Необходимые категории прав для автоприцепа
- легкие – до 750 кг;
- средние – до 3,5 т;
- тяжелые – до 10 т.
Масса устройства определяет необходимость установки тормозной системы. Тормоза не требуются для легких модификаций. При средней массе могут быть использованы инертные тормоза. Тяжелые модели требуют установки антиблокировочной тормозной системы.
Колеса. К колесам также предъявляются повышенные требования. Регистрация самодельного прицепа возможна только в том случае, если все колеса имеют одинаковый размер, строение и характеристики. Глубина протектора должна составлять не менее 1,6 мм. Автоприцепы средней и тяжелой весовой категории требуют сезонной смены колес.
Проясняем важнейшие моменты
Чаще всего среди движимого имущества регистрируются именно автотранспортные средства. Причина не только в том, что автотранспорт является самым популярным средством передвижения в нашей стране. Законодательство прямо указывает, что все они должны быть в обязательном порядке поставлены на учёт в ГИБДД. Никаких исключений не существует. Если этим правилом пренебречь и требование законодательства проигнорировать, то возможны только отрицательные последствия. При этом необходимо учитывать, что к имуществу, учёт которого обязателен в базах ГИБДД, относится не только авто, как думают многие, но и прицеп к нему.
Многие автолюбители нередко интересуются вопросами о том, как зарегистрировать самодельный прицеп или как поставить на учет самодельный прицеп для легкового автомобиля. На самом деле ничего сложного в процедуре регистрации самодельного прицепа нет.
Принцип действий можно понять и без обращения за профессиональной помощью к юристам. Для этого будет достаточно изучить руководящие нормативные документы (в данном вопросе главенствующую роль играют приказы МВД), в которых отражены все важнейшие тонкости процесса.
Изначально необходимо поработать с нормативной базой, чтобы прояснить следующие моменты:
- Что такое «прицеп».
- Что значит «регистрация прицепа».
- Каким требованиям должен соответствовать прицеп, что пройти регистрацию.
- Какие нужны документы для его постановки на учёт.
Только получив ответы на эти и другие вопросы, можно составить правильное представление по вопросу в целом. Процедура регистрации имеет множество нюансов и тонкостей, поэтому, как и указывалось ваше, прежде чем предпринимать активные действия, нужно первым делом изучить законодательство, и при необходимости проконсультироваться у специалистов, дабы не допустить ошибок, которые могут привести к отказу в совершении регистрационных мероприятий.
Действующие санкции за отказ от постановки на учет
Постановка автотележки на учет в ГИБДД является обязательной процедурой. Если ей пренебречь, на владельца ТС налагаются следующие санкции:
- штраф до 800 рублей при первой встрече с сотрудником ГИБДД;
- при повторной встрече – до 5000 рублей.
Штраф за отказ постановки автотележки на учет в ГИБДД
Для злостных нарушителей наказание более суровое. Им придется выплатить не только штраф, но и лишиться водительского удостоверения на срок до 3-х месяцев.
Видео по теме: Регистрация самоделки, прицепа-дачи, самодельного автодома
Прицеп — что это такое
Прицеп предназначен для перевозки грузов автомобильным транспортом. Его использование возможно только совместно с таким транспортным средством, у которого есть двигатель. Поскольку само грузовое устройство двигателем не оборудовано, его отдельное использование невозможно, поэтому он цепляется к автомобилю.
Существует огромное количество различных прицепов, вернее, их видов:
- бортовые прицепы – прицеп оборудован бортами;
- самосвальные прицепы — это прицепы, которые оборудованы гидравлическим приспособлениями для его поднятия и опрокидывания;
- прицепы-роспуски — используются для перевозки древесины и сваленного леса;
- прицепы-цистерны — используются в промышленности для перевозки жидких грузов;
- прочие прицепы.
Но если обобщить, то все прицепы делятся на две большие группы:
- Заводские — изготовлены на заводе.
- Самодельные — изготовлены кустарным способом.
Важная особенность законодательства заключается в том, что регистрировать необходимо как заводские, так и самодельные прицепы. Однако, в зависимости от типа изготовления прицепа, различается и процесс его регистрации.
Когда регистрируется самодельный прицеп, необходимо учитывать ряд тонкостей и нюансов, несоблюдение которых влечёт лишь к одному — отказу в постановке на учёт и в невозможности дальнейшего использования на дороге.
Под регистрацией прицепа понимается внесение данных о нём (тип, устройство, характер использования, владелец и так далее) в соответствующую государственную базу данных.
Этот процесс является важным и оформляется как юридическое действие. Поводом к регистрации прицепа могут быть как покупка, дарение, наследование, так и получение его в собственность по иным основаниям. Для всех видов прицепов оформление проходит в единообразном стандартном порядке, алгоритм которого установлен законом.
Однако те или иные особенности незначительно влияют на процедуру и требуемый пакет документов.
В чем особенность регистрации
Наверняка не только в России, но и в Казахстане, в Украине или в Республике Беларусь есть множество мастеров, способных из подручных материалов соорудить прицеп.
Он может быть предназначен для лодки, квадроцикла, иметь классическую бортовую конструкцию и пр.
Начнем с главного. Каждый автоприцеп должен комплектоваться определенными документами. Про список документов на прицеп можете узнать из соответствующего материала. И главным документом справедливо считается ПТС. Без него проводить какие-либо регистрационные действия не получится. Если вы обратитесь в ГАИ, в отделение ГИБДД, инспектор выдаст вам список обязательных бумаг, которые вы обязаны предъявить для регистрации. Но если автоприцеп сделан своими руками, тогда откуда взяться каким-либо документам.
Главная проблема самоделок вовсе не в том, что вы не можете самостоятельно сделать для него ПТС, взяв какой-нибудь образец.
Основным камнем преткновения оказывается сертификат соответствия. То есть бумага, подтверждающая качество изделия.
Все прицепы, выпускаемые заводами, соответствуют стандартам и нормам тех стран, где они сертифицируются и продаются.
Защитная пленка на фары автомобиля: как клеить своими руками
Суть выдачи сертификата в том, что это подтверждение безопасности собранного транспортного средства. Такие автоприцепы не представляют опасности при движении по дорогам общего пользования. Мастер, собирающий конструкцию, не имеет полномочий выдавать гарантийный сертификат. Собирая ТС своими руками, либо делая его на заказ у частных мастеров, вы получаете только сам продукт. Но никаких сопроводительных документов у вас нет.
Отсюда возникает закономерный вопрос. Как быть в такой ситуации.
Чтобы иметь возможность зарегистрировать прицеп, необходимо провести специальную экспертизу.
А теперь подробнее о том, как добиться поставленной цене.
Это интересно: Штраф за тахограф в 2018 году
Как проводится экспертиза
Если конструкция уже собрана, регистрация самодельного прицепа начинается с посещения отделения ГИБДД.
В ГИБДД вам выдадут направление в аккредитованную лабораторию.
Суть экспертизы заключается в том, чтобы проверить все узлы, компоненты и детали автоприцепа на предмет соответствия в нашем случае российским нормам и стандартам. Это не просто геометрические пропорции, но и прочность деталей, качество сборки, работоспособность световой техники и многое другое. Фактически самоделка должна быть идентичной прицепу, который выпускается в заводских условиях, и придерживается всех стандартов качества.
Есть еще один момент.
Помимо соответствия нормам, к прицепу прилагаются документы на используемые детали.
Если узловые соединения сделать своими руками, это 100% гарантия того, что сертификат соответствия вы не получите.
Потому нужно использовать готовые комплектующие.
Процедура регистрации включает 4 этапа:
- обращение в МРЭО;
- подача заявки;
- получение результатов;
- регистрация ТС.
Теперь про каждый шаг подробнее.
Посещение МРЭО
Ошибочно считать, что первым делом нужно искать лабораторию и доставлять туда свой самодельный автоприцеп.
Как в 2018, так и в 2019 году процедура неизменная. Ничего революционного не произошло и в 2020 году.
Если решились на регистрацию, но не знаете, как сертифицировать самоделку, идите в МРЭО при ГИБДД. Там вы получите направление в конкретную лабораторию. Заключения иных специалистов, выбранных самостоятельно, будут считать недействительными.
Заявка
Теперь у вас есть направление. Но нужно помимо него подготовить другие документы для экспертизы.
В этом случае речь идет о таких бумагах:
Пол в гараже своими руками: варианты покрытия, виды и цены
- паспорт гражданина;
- документы на детали;
- сертификаты на используемые запчасти;
- полное описание конструкции;
- описание всех характеристик;
- 4 фото 20×30 мм со всех сторон;
- квитанция об оплате госпошлины.
Учтите кстати, что прицеп из задней части авто тоже относится к категории самодельных.
Результаты
Когда автоприцеп передан в руки сотрудников лаборатории, остается ждать.
Сколько времени займет эта процедура, сказать сложно. Обычно они указывают дату для конкретного заявителя. Обычно не менее 1 недели.
Результатом успешно пройденных испытаний становится выдача сертификата безопасности и акта экспертизы.
Возвращение в ГИБДД
Теперь у вас на руках 2 важнейшие бумаги.
Вместе с ними вы идете в отделение МРЭО. Здесь проведут еще одну экспертизу, но уже силами местных специалистов.
Чтобы начать процедуру оформления, требуется предъявить:
- акт из лаборатории;
- сертификат;
- полис ОСАГО;
- заполненное заявление;
- паспорт;
- квитанцию об оплате пошлины за регистрацию.
Тут актуально будет почитать материал о размере госпошлины за регистрацию автоприцепа. Также можете изучить подробный материал с инструкциями для регистрации прицепа через Госуслуги.
А с оформлением самоделок мы уже разобрались. Так что осталось лишь пожелать удачи. Но еще советую не вестись на объявления типа продам документы на прицеп. Лучше все сделать самому и в рамках закона.
Важно ли, кто обращается за регистрацией
Заниматься решением вопроса о том, как оформить самодельный автомобильный прицеп, вправе следующие категории лиц:
- Граждане, т. е., физические лица.
- Предприятия и организации, т. е., юридические лица.
- Законные представители, уполномоченные на совершение данного юридического действия.
- Индивидуальные предприниматели.
В зависимости того, кто обращается, зависит и перечень документов, которые необходимо собрать. В любом случае процедура стандартна, просто имеются определённые особенности.
Если постановка на учёт производится гражданином, то есть, за осуществлением регистрации обращается физическое лицо, ему понадобится минимальный пакет документов. При этом важно знать, что индивидуальный предприниматель в данном случае приравнивается к физическому лицу.
В некоторых случаях самостоятельное обращение в автоинспекцию для осуществления регистрации невозможно по объективным причинам. В такой ситуации решить проблему можно, передав полномочия другому лицу посредством оформления на него доверенности. Важно, что доверенность должна быть нотариально заверенной. В таком случае обязательно со стандартным пакетом документов законному представителю необходимо будет предоставить доверенность, а также документ, по которому можно удостоверить его личность.
Составление доверенности также требует определенных юридических навыков, поскольку полномочия законного представителя должны быть чётко определены. Дабы избежать мелких ляпов и ошибок, специалисты советуют обращаться к профессионалам юридической отрасли, например, к нотариусу.
Если речь идёт об организации, то её интересы, естественно, будет представлять должностное лицо данного предприятия, т. е., её работник. Ему также необходимо будет подтвердить свои полномочия. В таком случае к стандартному пакету документов прикладывается доверенность и удостоверяющий документ. Однако также понадобятся и документы, подтверждающие информацию о юридическом лице. Как правило, это копии учётных документов.
Важно понимать, что регистрация транспортного средства от лица организации —- процедура достаточно специфическая, и далеко немногие сталкивались с нею в процессе своей трудовой деятельности. Поэтому, если встал вопрос о необходимости проведения такой регистрации, будет логичнее и правильнее получить грамотную консультацию в ГИБДД.
Порядок проведения мер по регистрации
Данный процесс не отличается особой сложностью. Придерживаясь некого алгоритма вы максимально быстро и без каких-либо сложностей узаконите прицеп.
Регистрация самодельного прицепа в ГИБДД:
- Посетите ГИБДД по месту жительства, и уточните какие документы вам понадобятся, а также поясните, что вам необходимо направление на прохождение экспертизы, так как прицеп является самодельным.
- После того, как вы получите направление обратитесь в лабораторию, как правило, она находится в (НАМИ). Приложите к заявлению о проведении экспертизы фотографии самодельного прицепа, сертификаты и чеки на все элементы, которые были использованы в его создании. После этого произведите оплату экспертизы.
- В конце вы должны получить заключительный акт и сертификат качества, свидетельствующий, что прицеп одобрен комиссией. В противном случае вы получите только акт, в котором будут указаны все несоответствия и проблемы.
- После этого вам нужно вернуться в ГИБДД, чтобы начать процедуру регистрации. Подайте все документы вместе с актом и сертификатом качества. Перед этим оплатите пошлину и прикрепите чеки оплаты к документам.
- После проверки документов ГИБДД выдаст вам на руки госномер.
Только после регистрации водитель имеет полное право эксплуатировать самодельный прицеп, иначе это будет считаться правонарушением.
Сколько будет стоить оформление
Вопрос стоимости оформления достаточно актуальный. Естественно, нужно понимать, что постановка на учёт — это действие юридического плана, которое сопряжено с работой должностных лиц государственных органов. За его осуществление придётся заплатить государственную пошлину.
Размер госпошлины, необходимой к уплате, оговаривается ст. 333.33 НК РФ:
- Постановка на учёт с новыми номерами — 1500 рублей.
- Паспорт транспортного средства — 800 рублей.
- Оформление нового свидетельства — 500 рублей.
- Выдача документа технического осмотра — 400 рублей.
Ещё один вопрос касается полиса ОСАГО. Для осуществления регистрации необходимо приложить страховой полис. Естественно, за него необходимо будет заплатить.
Но необходимость уплаты госпошлины не единственная сложность. Главная проблема при постановке самодельного прицепа на учёт заключается в том, что велик шанс несоответствия прицепа установленным требованиям безопасности. К сожалению, это весьма существенное основание для отказа в регистрации.
Его вполне можно устранить, если внести конструктивные изменения в самодельный прицеп, исправив те недочёты, в силу которых результат экспертизы был неудовлетворительным. К сожалению, подобное не всегда представляется возможным.
Как зарегистрировать автотележку
Окончив работы по изготовлению собственного транспортного средства, рано расслабляться. Ведь его полноценная эксплуатация возможна после того, как его поставят на учет в госавтоинспекции. Эта процедура проводится в несколько этапов:
- присвоение VIN;
- получение свидетельства, подтверждающего безопасность конструкции ТС;
- постановка на учет самодельного прицепа в ГИБДД.
Свидетельство о регистрации прицепа
Процедура получения VIN
Идентификационный номер должен быть у любого транспортного средства. Единственной организацией, уполномоченной на его присвоение, является Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Он находится в Москве. Обратиться туда можно не только путем личного визита, но и через электронную почту, предоставив заявку и сканы следующих документов:
- паспорта владельца (разворот двух страниц с фото и страница с пропиской);
- фотографии прицепа, сделанные в разных ракурсах.
Расшифровка VIN
Процедура получения VIN платная. И если НАМИ сочтет ТС пригодным для эксплуатации, его владельцу будет выдан документ, удостоверяющий присвоение идентификационного номера.
Как получить свидетельство, подтверждающее безопасность ТС
Этот документ выдается испытательными лабораториями, имеющими аккредитацию. Испытания проводятся после предоставления следующих документов:
- заявки;
- паспорта владельца;
- свидетельства о присвоении VIN;
- технического описания ТС с указанием размеров, массы и прочих параметров.
Документ, подтверждающий безопасность устройства, выдается после проведения испытаний. За эту услугу также придется заплатить.
Свидетельство, подтверждающее безопасность ТС — образец
Регистрация в ГИБДД
Постановка самодельного прицепа на учет в ГИБДД – завершающий этап операции. Она заключается в получении гос. номеров, свидетельства о регистрации и ПТС. Для этого в МРЭО доставляется автоприцеп вместе со следующими документами:
- паспортом владельца;
- оригиналами чеков на агрегаты, используемые при изготовлении прицепного устройства;
- свидетельством о безопасности конструкции ТС;
- свидетельством о присвоении идентификационного номера;
- квитанцией об уплате госпошлины.
Квитанция на госпошлину за регистрацию прицепа
Как пользоваться порталом Госуслуг
Регистрация прицепа на портале Госуслуг
Далее владельцу автоприцепа необходимо оплатить госпошлину. Но при оплате через сайт Госуслуг действует скидка в размере 30%. Квитанцию и заявление нужно распечатать и вместе с ними прибыть в МРЭО в назначенное время.
Документы о регистрации самодельного прицепа можно будет получить в день обращения.
Перечень необходимых документов
Как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля? Для экономии времени соберите необходимые документы:
- Документ, подтверждающий личность (паспорт).
- Оригиналы, а также несколько копий квитанций о покупке материалов прицепа.
- Четкое описание конструкции и всех узлов.
- Фотографии крупным планом.
- Чек оплаты пошлины.
- Заявление о постановке на учет.
Куда нужно обращаться для осуществления регистрации
С течением времени и развитием информационных технологий процесс внесения информации в государственные базы данных становится значительно проще.
Поэтому сегодня, чтобы зарегистрировать транспортное средство, можно воспользоваться тремя возможными путями:
- обратиться в ГИБДД;
- обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ);
- воспользоваться государственным порталом «Госуслуги».
Ранее, как можно догадаться, единственным способом осуществления регистрации был визит в органы автоинспекции по месту постоянной регистрации либо же — по месту регистрации юридического лица, если именно от организации шла просьба поставить транспортное средство на учёт. Сегодня процедура упростилась, появились иные способы взаимодействия с органами государственной власти. Но обращение в ГИБДД так и осталось наиболее популярным способом регистрации транспорта,
Сейчас обратиться за постановкой на учёт можно в любое отделение ГИБДД, то есть, отсутствует привязка к месту постоянной регистрации. Единственное, что понадобится в этом случае — это документ, подтверждающий наличие временной регистрации по месту пребывания в конкретной местности.
Обращение в МФЦ имеет свои преимущества и недостатки. Документы, которые необходимо приложить для регистрации, будут таким же, что понадобятся и при обращении в ГИБДД. МФЦ выигрывает в скорости и универсальности. Но есть и важный минус. Сегодня ещё не во всех его отделениях возможно прохождение регистрации транспортного средства. Однако с течением времени подобные минусы в работе будут устранены.
Особо стоит обратить внимание на регистрацию через портал «Госуслуги». Для того, чтобы воспользоваться его функционалом, в первую очередь необходимо пройти регистрацию, которая, к слову, имеет определённые особенности. В частности, заявление о регистрации подаётся в электронной форме. В нём указывается отделение ГИБДД, где будет происходить оформление и получение нового свидетельства о регистрации транспортного средства.
Оформление транспортного средства через интернет, во-первых, экономит время, а во-вторых, даёт возможность получить 30% скидку от стоимости оплаты госпошлины. Деньги перечисляются через банк, терминал оплаты или иным другим удобным способом. Во всём остальном ничего не меняется. Минус использования портала заключается лишь в том, что далеко не все смогут разобраться в порядке действий и специфике совершаемых операций.
Пошаговое руководство регистрации
Для оформления «самоделки» собственник обращается в Госавтоинспекцию. Зарегистрировать самодельный прицеп можно только после проведения проверки и испытаний в специализированной лаборатории. Получение сертификата от данной организации дает право производить эксплуатацию транспортного средства, как соответствующего требованиям безопасности.
Направление на проведение проверки выдается в ГИБДД. К этому направлению в лаборатории запросят чеки и квитанции, которые получило лицо, изготавливающее тележку при покупке материалов. Кроме того, в заявление описываются наименования запасных частей, применяющихся для изготовления рамы конструкции. Здесь же, желательно, указать квалификацию сварщика, который производил сварные работы.
Также необходимо сфотографировать прицеп и ступенчатый узел, который фотографируется в более крупном плане. После сдачи бумаг, сотрудники лаборатории рассматривают поданные документы и принимают решение о соответствии или несоответствии нормам безопасности самодельного прицепа.
Как проходит регистрация самодельного прицепа:
В случае положительного результата, владельцу на руки выдается сертификат, с которыми надо вновь обратиться в ГАИ. В инспекции владелец пишет заявление и предоставляет сотруднику самодельное средство для проведения сверки номеров, указанных в предоставленных бумагах. После этого оплачивается государственная пошлина и собственнику выдаются документы.
Список документации
Для быстрого оформления подготавливается полный пакет документов:
- Паспорт РФ.
- Чеки и квитанции, полученные при закупке необходимых для изготовления прицепа материалов.
- Четкое описание системы, к которому прилагаются 4 фотографии со всех сторон, размером 10 на 15.
- Квитанция, показывающая, что пошлина оплачена регистрирующим лицом.
- Заявление в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел.
Стоимость
Стоимость госпошлины за получение новых рег. знаков на самодельное средство в 2020 году составит 1500 рублей, а за получение свидетельства необходимо отдать 500 рублей.
Отдельно оплачиваются услуги лаборатории по проведению экспертизы. Стоимость услуг каждой лаборатории отличается друг от друга.
В каких случаях может поступить отказ
Для недопущения каких-либо аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией самодельных средств на дорогах, их постановка на учет ограничена определенными требованиями.
Необходимо знать, что самодельное устройство должно отвечать техническим правилам и в случае несоответствия одного из них, собственник не сможет получить сертификат.
Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий
Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.
Существует большая вероятность, что изготовленный прицеп не пройдет тестирование, кроме того, запасные части, из которых изготовлено самодельное средство, должны иметь заводское изготовление с соответствующей документацией.