Нужно ли платить налог на башенный кран

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 8

Строительство крупного объекта редко обходится без применения башенного крана. Особенность его использования заключается не только в технической сложности данного механизма, но и в правовом регулировании его эксплуатации. Однако, разобравшись в этих вопросах, можно принимать решения по учету операций и налогообложению.

Необходимость исчисления и уплаты транспортного налога со специализированных транспортных средств является достаточно спорной. Ответ на вопрос: платить или не платить транспортный налог с подобных объектов следует искать не только в Налоговом кодексе, но и в разъяснениях контролирующих органов, а порой и в арбитражной практике


13.05.2015

В Налоговом кодексе специализированные транспортные средства (ТС) в составе объектов обложения транспортным налогом напрямую не упомянуты. Под транспортным средством в документе понимают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также водные и воздушные ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

К специальным же ТС относят передвижные: электростанции, трансформаторные установки, мастерские, вагоны-лаборатории, диагностические установки, вагоны-дома, кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п. Их устанавливают на автомобили, автомобильные и тракторные прицепы, специализированные железнодорожные вагоны. Основное их назначение — выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов. Поэтому они считаются передвижными предприятиями, а не транспортными средствами и учитываются как здания и оборудование (ОКОФ ОК 013-94, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).

Понятие «транспортное средство», применяемое в Налоговом кодексе, более обширно, чем установленное в ОКОФ, код 15 0000000 «Средства транспортные». При этом первое как раз используют для расчета транспортного налога. ОКОФ также можно применять для налоговых целей, но с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом (письмо Минфина России от 30.12.2004 № 03-06-04-04/17).

Начисляем и уплачиваем транспортный налог

Обязанность по уплате транспортного налога ставят в зависимость от регистрации ТС (см. схему на с. 84), а не от его фактического использования (письмо Минфина России от 10.07.2009 № 03-05-06-04/121). Плательщиком признают лицо, на которое зарегистрировано ТС, то есть владельца (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15). Следовательно, если ТС зарегистрированы в ГИБДД или Гостехнадзоре, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они являются объектом обложения транспортным налогом (если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ) (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10). Данная позиция подтверждена, в частности, арбитрами (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07).

Все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют в ГИБДД. А все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, — в Гостехнадзоре (п. 2 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938). Если же ТС не подлежат обязательной государственной регистрации, то они не являются объектом обложения транспортным налогом (пост. ФАС МО от 08.12.2008 № КА-А40/10120-08). Однако если фирма не будет платить транспортный налог с ТС, не зарегистрированных в установленном порядке, но подлежащих регистрации, существует риск споров с налоговиками (пост. ФАС МО от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Приведем примеры практических рекомендаций Минфина России. Так, облагают транспортным налогом следующие виды специализированных ТС:

  • автомобили передвижных (мобильных) клиентских служб (письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-05-04-04/10);
  • буровые станки и экскаваторы (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-05-05-04/13);
  • автобетоносмесители (письмо Минфина России от 24.03.2008 № 03-11-04/3/149);
  • автопогрузчики (письмо Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35);
  • грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств (письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15);
  • бульдозеры (письмо Минфина России от 25.08.2004 № 03-06-04-04/01).

На сегодняшний день Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года. В классификации ТС, используемой этим Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В частности, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены агрегаты и установки (включая автокраны), относят к грузовым автомобилям, которые облагают транспортным налогом (письмоМинфина России от 01.04.2005 № 03-06-04-04/1; пост. ФАС ВСО от 10.05.2007 № А58-3826/2006-Ф02-2677/2007). Также отметим, что пожарная автоцистерна и легковой автомобиль, который является транспортным средством оперативной службы, имеющий специальные световые и звуковые сигналы и находящийся в собственности муниципального учреждения, не освобождены от уплаты транспортного налога (письмо Минфина России от 28.09.2009 № 03-05-05-04/12).

Когда транспортный налог платить не нужно

Не облагают транспортным налогом специализированные ТС сельскохозяйственного назначения. А именно: самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, машины ветеринарной помощи, технического обслуживания). При этом они должны быть зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться при сельхозработах для производства сельхозпродукции (п. 5 ст. 358 НК РФ).

Отметим, что не нужно платить транспортный налог с прицепов и полуприцепов. Ведь несамоходные наземные транспортные средства, к которым относят, в частности, прицепы и полуприцепы, не указаны в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса. Такой же точки зрения придерживается и налоговое ведомство (п. 12 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177). Кроме того, установлен закрытый перечень транспорта, который не является объектом обложения транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ). ТС, не учтенные в этом перечне, транспортным налогом облагают. С этим согласен Минфин России (письма Минфина России от 17.08.2007 № 03-05-06-04/35, от 16.02.2011 № 03-05-05-04/03). Поддерживает данную позицию и арбитражная практика (определение ВАС РФ от 28.04.2007 № 2965/07; пост. ФАС СЗО от 14.06.2007 № А05-10855/2006-18).

При выполнении соглашений о разделе продукции компании-инвесторы освобождены от уплаты транспортного налога на ТС, не относящиеся к легковому транспорту и при этом используемые только в целях выполнения соглашения (п. 7 ст. 346.45 НК РФ).

Также не уплачивают транспортный налог с ТС в длительном ремонте и снятых с регистрационного учета (письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39). Такого подхода придерживаются и судьи (определение ВАС РФ от 14.11.2007 № 14553/07).

Актуальная бухгалтерия

Налог на имущество

Исходя из представленного понятия, башенный кран не относится к объектам недвижимости. Оплата имущественной пошлины на него не взымается. При оформлении покупатель оплачивает только пошлину за перерегистрацию прав собственности при передаче ему во владение этой техники.

Обратите внимание! Если техника приобретена и принята к учету до первого января 2013 года, она подлежит налогообложению, как имущественный объект! Оплата и расчет такой пошлины рассчитывается в зависимости от даты приобретения, регистрации и постановки на учет.

Оплата пошлины

трактор

здравствуйте!
купили в лизинг трактор. надо ли налог на имущество платить?
спасибо.

Ответить с цитированием Вверх ▲


  • 20.01.2016, 15:05#9

    Сообщение от Аноним

    купили в лизинг трактор. надо ли налог на имущество платить?

    Нет.

    Ответить с цитированием Вверх ▲


  • « Предыдущая тема | Следующая тема »

    Информация о теме

    Пользователи, просматривающие эту тему

    Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

    Ваши права

    • Вы можете создавать новые темы
    • Вы можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    • BB коды Вкл.
    • Смайлы Вкл.
    • код Вкл.
    • код Вкл.
    • HTML код Выкл.

    Правила форума

    Учет и налогообложение


    Башенный кран и подкрановые пути, как было сказано выше, относятся к движимому имуществу. Следовательно, на них распространяется действие пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признается объектом обложения налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. Иными словами, его стоимость не включается в базу по налогу на имущество, если кран:

    • приобретен по договору купли-продажи, в том числе бывший в употреблении (Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-05-01/7108);
    • взят в лизинг (Письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-05-01/7256);
    • получен в качестве вклада в уставный капитал (Письмо Минфина России от 29.05.2013 N 03-05-05-01/19527);
    • принят по передаточному акту в связи с реорганизацией в форме присоединения (преобразования) юридических лиц (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-05-05-01/20655 и от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18084).

    Эксплуатация крана требует наличия специально подготовленного персонала, не имеющего медицинских противопоказаний к соответствующей работе. Поэтому организация на общих основаниях вправе учесть расходы на обучение (переобучение) работников и проведение их медицинских осмотров.

    Административные штрафы за нарушение законодательства в области регистрации и использования кранов могут составлять весьма значительные суммы (200 — 300 тыс. руб.), которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

    Кроме того, несоблюдение требований многочисленных правил может стать основанием для налоговых споров об обоснованности:

    • применения вычетов «входного» НДС;
    • признания расходов (в виде амортизации, эксплуатационных, на капитальный и текущий ремонт).

    На наш взгляд, неисполнение требований законодательства в сфере промышленной безопасности не может влиять на размер налоговых обязательств организации, использующей кран в облагаемой НДС деятельности, направленной на получение доходов. Отсутствие разрешений, согласований и т.п. не свидетельствует об экономической необоснованности расходов и о получении необоснованной налоговой выгоды по НДС и налогу на прибыль. То есть организация вправе воспользоваться вычетом НДС со стоимости крана и подкрановых путей и уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы амортизации и других затрат, связанных с эксплуатацией объекта. Однако налоговый орган может не согласиться с данным подходом, поэтому предприятие должно быть готово к тому, что право на налоговую экономию придется отстаивать в судебном порядке.

    С.В.Мандрюков

    Эксперт журнала

    «Строительство:

    бухгалтерский учет

    и налогообложение»

    И.И.Тимонина

    Эксперт журнала

    «Строительство:

    бухгалтерский учет

    и налогообложение»


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.