Технологическая карта для козлового крана – виды и содержание

Техническое обслуживание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержку работоспособности козлового крана. Своевременное ТО решает целый ряд задач. Во-первых, обеспечивает надежную и безопасную работу кранового оборудования в процессе его эксплуатации. Кроме того, плановое ТО позволяет предотвратить аварийные ситуации и избежать крупных расходов на внеплановый ремонт. Несоблюдение периодичности ТО приводит к поломкам подъемно-транспортного оборудования. Чтобы свести к минимуму вероятность простоя козлового крана, необходимо соблюдать сроки проведения технического обслуживания каждого вида.

Виды технического обслуживания козловых кранов


В процессе эксплуатации узлы и механизмы козлового крана изнашиваются. Для своевременного выявления степени износа, оборудование необходимо регулярно осматривать и устранять обнаруженные дефекты. Это недостаток смазки, ослабление болтовых соединений, неисправность проводки и другие дефекты. Периодичность технического обслуживания указывается в паспорте козлового крана, оформленном производителем. Порядок проведения ТО регламентируется требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». В зависимости от сроков эксплуатации козловых кранов предусмотрены несколько видов обслуживания:

  • Ежесменное обслуживание – проводится крановщиком или ответственным лицом в начале, перерывах и в конце каждой смены. Включает в себя оценку состояния подкрановых путей, путевого оборудования, канатов и механизма захвата. Проверку технического состояния тормозов, приборов безопасности, грузоподъемных и других действующих механизмов. Для возможности последующего анализа состояния козлового крана, данные о результатах ежесменного обслуживания заносятся в вахтенный журнал.
  • Первое техническое обслуживание выполняются бригадой специально подготовленных, квалифицированных специалистов. Техническое обслуживание проводится через каждые 100 моточасов, но не реже чем один раз в два месяца. Оно включает в себя все работы по ежесменному обслуживанию, а также осмотр и проверку металлоконструкций, ходовых колес, тормозной и полиспастной систем. При этом контролируется уровень смазочных материалов в движущихся узлах. Проверке также подлежат все механизмы и их составные узлы, редукторы, электрооборудование, приборы безопасности и система питания козлового крана. По результатам первого технического обслуживания составляется ведомость дефектов, в которой фиксируются выявленные проблемы.
  • Второе техническое обслуживание козлового крана проводится подготовленными слесарями, с периодичностью в 1000 моточасов, но не реже одного раза в 240 дней. В процессе второго технического обслуживания выполняются работы, предусмотренные регламентом первого технического обслуживания, а также ряд дополнительных операций. Это проверка уплотнений, а также контроль состояния болтовых, шлицевых и шпоночных соединений. Регулировка механизмов привода, тормозной системы и колесных узлов. Проверка зубчатых передач и электрических компонентов пускорегулирующей аппаратуры. В процессе второго технического обслуживания козлового крана проводится разборка отдельных узлов, замена поврежденных и существенно изношенных деталей.
  • Сезонное обслуживание козлового крана выполняется каждые полгода, специалистами с соответствующими допусками. Это особенно актуально для кранового оборудования, расположенного на открытых площадках и в неотапливаемых производственных помещениях. При этом козловой кран очищается от грязи, меняется масло в редукторах и жидкость в тормозной системе, нивелируется крановый путь.

На заметку!

При выборе подрядчика для технического обслуживания предпочтение следует отдать производителю козлового крана, специалисты которого отлично знакомы с особенностями своей продукции и выполнят необходимые работы максимально оперативно и качественно.

Сергей Дьячук из Барнаула спрашивает:

Как выглядит технологическая карта козлового крана, какие разделы содержит? При работе используется этот документ или все же ГОСТы и СНиПы?

Ответ нашего специалиста:

Технологическая карта – это нормативный документ. Технологическая карта козлового крана составляется на разные мероприятия, проводимые при помощи техники, или другие нюансы ее эксплуатации:

  • работы по погрузке и разгрузке;
  • строповка и расстроповка грузов;
  • складские мероприятия;
  • устройство путей перемещения и привязка оборудования на местности.

Технологическая карта козлового крана

Документы выбирают по типу проводимой работы, либо используют несколько карт для урегулирования параллельно всех процессов.

Меры безопасности при обслуживании козлового крана

  • К работам по техническому обслуживанию козлового крана допускаются только прошедшие соответствующую подготовку специалисты.
  • Работы по перемещению грузов выполняются квалифицированными крановщиком (оператором) и стропальщиком.
  • Слесарь обязан иметь соответствующие допуски, знать и уметь пользоваться средствами пожаротушения, а также оказывать первую медицинскую помощь.
  • Перед началом работ необходимо получить задание, пройти инструктаж по технике безопасности, подготовить инструмент и убедиться в его исправности и работоспособности.
  • В процессе технического обслуживания козлового крана пользоваться только исправным инструментом и неукоснительно соблюдать правила ТБ.
  • По окончании работ следует доложить механику, убрать рабочее место и сделать запись о состоянии козлового крана в вахтенном журнале.

Схема машины и принцип работы


Козловый кран представляет собой решетчатую ферму, опирающуюся по краям на две опоры. Опоры имеют колеса, поэтому кран может передвигаться по подкрановым рельсовым путям. На рельсах фермы установлена грузовая тележка, несущая механизм подъема груза с крюком. Тележка передвигается по рельсам фермы в пределах пролета. В результате движения крана по подкрановым рельсам и грузовой тележки по рельсам фермы кран может поднимать и опускать груз в пределах зоны, ограниченной опорами и расстоянием его перемещения. Груз поднимается и опускается на сдвоенном полиспасте, а грузовая тележка перемещается канатом. Козловые краны грузоподъемностью до 5 тс часто вместо грузовой тележки имеют тельфер, подвешенный к монорельсу, укрепленному на нижней части фермы (моста). Механизм передвижения козлового крана по устройству и принципу работы аналогичен механизмам башенных кранов.

ПТО и ЧТО козловых кранов

Подъемно-транспортные операции относятся к опасным видам работ. Поэтому, чтобы подтвердить соответствие козлового крана требованиям правил безопасности предусмотрено полное и частичное техническое освидетельствование (ПТО и ЧТО). Данные процедуры проводятся экспертами Госпромнадзора или аттестованными специалистами. Освидетельствование необходимо для подтверждения исправности и безопасности эксплуатации оборудования. Результаты ЧТО и ПТО заносятся в паспорт козлового крана.

  • ЧТО козлового крана проводится каждые 12 месяцев. Частичное техническое освидетельствование включает в себя осмотр механизмов оборудования, органов управления и системы безопасности. Также проверяется состояние металлоконструкций, прочность крепления лестниц, площадок и других элементов.
  • ПТО козлового крана проводится один раз в три года. При этом кроме регламентированного ЧТО осмотра узлов и агрегатов, крановое оборудование подвергается статическим и динамическим испытаниям. Проверяется грузоподъемность козлового крана и работа его механизмов под нагрузкой.

Область применения

Краны козловые используются для работ по разгрузке и погрузке, складирования материалов, а также на сборочных и укрупнительных площадках.

Расчеты проводят на такие разновидности грузов, как стальные трубы и их связки, строительные элементы, связки досок и мешки с сыпучим содержимым.

Область применение козлового крана

Организация крановых операций

Производство включает такие операции:

Схема общего вида козлового крана

Схема общего вида козлового крана

  • установка оборудования в эксплуатируемое положение;
  • подбор грузозахватного устройства;
  • осмотр и строповка грузов;
  • подача сигналов машинисту;
  • передача груза к месту укрупнения;
  • расстроповка, возвращение крана к исходному положению;
  • замена строп в случае надобности.

Предварительно проверяется безопасность реализации работ, подбор грузозахватного оборудования съемного типа, разгрузка полувагонов. Для доступа стропальщиков используют складные подмости.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.